Пять лет назад руководство ОАО «РЖД» обсуждало вопрос закрытия грузового терминала Санкт-Петербург-Финляндский. Тогда заявлялось: Петербург не нуждается в терминале. Из-за отсутствия работы большинство площадок пустовали, заросли и потеряли свой функционал; из оборота парка были выведены среднетоннажные контейнеры; краны, выработавшие ресурс, были списаны и демонтированы.
Однако противники закрытия указывали на высокий потенциал площадки. Во-первых, у нее выгодное географическое расположение по отношению как к портам Северо-Запада, так и к автотрассам федерального и регионального значения. «Здесь были возможности оказывать услуги РЖД для жителей Петербурга и для городских предприятий», – говорит Роман Агашин, начальник Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом, и показывает фото старого грузового терминала.
В качестве эксперимента в 2017 году Дирекция по управлению терминально-складским комплексом передислоцировала на пока еще пустующую площадку незадействованные на других станциях козловые краны, для них обустроили погрузочные площадки. Следующий шаг – модернизация участка под работу контейнерных перегружателей. Потом заасфальтировали внутритерминальные автодороги, таким образом обеспечили движение автотранспорта по грузовому двору. В прошлом, 2020 году здесь установили видеонаблюдение. «Благодаря модернизации удалось в четыре раза нарастить грузооборот. Это позволило удвоить доходы и прибыль. В прошлом году коллектив был признан лучшим по хозяйству терминально-складского комплекса», – рассказывает Р. Агашин.
Петербург, далее – везде
Р. Агашин нехотя признается: частный бизнес уже давно использует технологии, которые в РЖД называют прорывными. Однако у РЖД есть ряд преимуществ, которые не могут позволить себе бизнесмены. В качестве одного из преимуществ Р. Агашин называет организацию работы с контейнерными поездами. «Санкт-Петербург-Финляндский сегодня в составе таких поездов отправляет в первую очередь народнохозяйственные грузы для потребления в Сибирь, на Дальний Восток и в обратном направлении. Это такие станции, как Новосибирск-Восточный, Хабаровск, Владивосток», – говорит он.
Услуга оказалась столь востребованной, что в этом году строят еще одну контейнерную площадку. Подсчитано, что новостройка увеличит объем перерабатываемых грузов почти в 1,5 раза. «В 2020 году на этапе организации сервиса работали с десятью контейнерными поездами в месяц, сейчас среднемесячный объем такой работы – 15 поездов, или 4 тыс. TEU, а к окончанию года уверенно выйдем на цифру 30 контейнерных поездов ежемесячно, 8 тыс. TEU. Сегодня существующей емкости единовременного размещения в 900 TEU очевидно недостаточно, и к окончанию года по завершении строительства мы увеличим ее до 2100 TEU», – рассказывает эксперт.
В этом году на грузовом дворе было увеличено с 10 до 80 число розеток для подключения рефрижераторных контейнеров. «Появилась возможность полноценной обработки поезда с рефконтейнерами за одни сутки», – объясняет Р. Агашин.
Кстати, с бизнесом, который уже успешно модернизирует склады и контейнерные площадки, грузовой двор намерен не конкурировать, а сотрудничать. «Нужно отметить эффективное и успешное развитие сотрудничества с филиалом компании FESCO в Санкт-Петербурге, являющейся нашим стратегическим партнером при работе с контейнерами», – подчеркивает начальник Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом.
Концепцию реконструкции нынешнего грузового двора руководство РЖД утверждало совместно с чиновниками Смольного. Железнодорожники считают, что данный факт позволит развивать терминал в соответствии с генеральным планом города. А для города грузовой двор выгоден тем, что он получает и отправляет почту, продукты питания, материалы для строительства малых и средних предприятий города, а также принимает грузы предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Р. Агашин рассказывает, что именно отсюда к коммунальщикам и далее на улицы города поступило более 25 тыс. т песко-соляной смеси в минувшую зиму.
Кстати, сейчас грузовой двор взял на себя функции логистического оператора по приему и отправке автомобилей и домашнего скарба горожан. «Мы ежегодно принимаем и отправляем отсюда почти тысячу контейнеров с домашними вещами людей. Стараемся делать для них все максимально просто, обеспечивая всеми сопутствующими услугами, развиваем сервис «дверь в дверь», избавляя людей от множества организационных вопросов», – продолжает Р. Агашин.
Цифровизация
«Сегодня во всем мире есть понимание, что инфраструктура без IT, цифровых решений имеет свои ограничения и не столь эффективна. Поэтому есть подкрепленные намерения в ближайшие два года реализовать ряд интересных проектов в этом направлении. К ним можно отнести и «Техническое зрение», и «Цифровые двойники», и автоматизированное удаленное управление механизмами. Сейчас в проработке более десятка таких проектов», – говорит начальник Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом.
Одним из перспективных сервисов собеседник РЖД-Партнера называет кросс-докинг. «Сейчас с учетом изменений логистики бизнеса стало больше предложений по работе с мелкими партиями грузов. Грузовой двор накапливает такие грузы со всего Петербурга в быстровозводимых складах, а потом отправляет их по всей России по железной дороге», – продолжает Р. Агашин.
Начальник Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом рассказывает, что сейчас грузовой двор находится в стадии перехода от 2PL к 3PL. «Сегодня большинство руководителей всей вертикали погружены в общесетевой проект «ЦМ-Экспедитор». Его практической реализацией занимаются практически на всех уровнях. Благодаря «ЦМ-Экспедитор» клиент экономит деньги и время, у него нет необходимости обучать сотрудников принципам размещения и крепления грузов, организовывать прохождение их аттестации. Теперь, эти вопросы, а также подписание документов в соответствии с доверенностью клиента принимает на себя ЦМ», – говорит он.
Заявлено, что работа организована удаленно, для этой цели в ЦМ создано шесть центров по разработке схем и эскизов, которые обслуживают клиентов по всей железнодорожной сети.
Сейчас грузовой двор апробирует «Грузовой экспресс» – услугу по перевозке груза со скоростью контейнерного поезда. Концепция эксперимента такова: или одиночный вагон, или их группу прицепляют к формируемым контейнерным поездам, которые следуют на терминалы Сибири и Дальнего Востока. «Реализуя подобные проекты, мы привлекаем новый груз и при этом успешно конкурируем с автомобильными перевозчиками в сроках доставки и цене», – объясняет Р. Агашин. Уже были проведены пилотные контрейлерные перевозки из Калининграда в Санкт-Петербург и обратно. Как утверждает собеседник РЖД-Партнера, результат положительный и есть понимание о дальнейшем развитии направления здесь и на иных терминалах дирекции.
Отметим, ОЖД использует грузовой двор Санкт-Петербург-Финляндский в качестве экспериментальной площадки по апробированию грузовых инноваций. И если они покажут свою экономическую дееспособность, то инновации будут внедрены по всей железнодорожной сети. А о закрытии некогда убыточной площадки речь уже не идет.