«Витязь-Ленинград» выполнен на базе «Витязь М», который ПК ТС поставляет в Москву с 2017 года. Трамвай настолько прижился в столице, что был признан символом города, заняв 31-е место в рейтинге топ-100 достопримечательностей. Трамвай для культурной столицы отличается от московского трамвая одним – кузов петербургского выполнен из алюминия.
«Если говорить грубо, то ценность алюминиевого корпуса в том, что он легче на 10%. А это значит, уменьшается нагрузка на путевое хозяйство. Кроме того, алюминий через 30 лет, в момент утилизации трамвая, не потеряет ценность для владельца, так как цены на этот металл на рынке не снижаются», – объяснил корреспонденту журнала РЖД-Партнер Андрей Юхненко, коммерческий директор «ПК Транспортные системы».
Однако Феликс Винокур, президент «ПК Транспортные системы», признался, что сейчас его предприятие собирает «Витязь-Ленинград» даже в убыток себе. «Да так всегда приходится делать, чтобы влюбить будущих покупателей в продукт. Мы собрали трамвай, чтобы отвезти его на выставку и показать будущим нашим клиентам. А как иначе? Пока деньги не потратишь, обратно ничего не получишь! Сейчас наша задача – показать, насколько он «ништячный». Можно, конечно, рассказывать об этом, но покупатель может не поверить», – сказал он.
Ф. Винокур называет несколько плюсов вагона «Витязь-Ленинград». Во-первых, он пожаробезопасен, так как имеет полностью алюминиевый интерьер. Во-вторых, из-за легкости материала снижена нагрузка на рельсы и уменьшена вибрация. И не последний фактор – на машине установлена система пассивной безопасности. «Мы ставим систему механической безопасности на все трамваи последние пять лет. А на «Витязь-Ленинград» установлена гидравлическая система, без которой в Европе невозможно сертифицировать вагоны», – продолжает Ф. Винокур.
Кроме того, на «Витязь-Ленинград» уже установлен Wi-Fi, розетки для подзарядки, но разработчики считают данные особенности не новинками, а необходимыми требованиями времени. В скором времени, кстати, зарядки будут заменены бесконтактной системой подзарядки телефонов.
Однако покупателей новой модели немного, признается Ф. Винокур. Главная беда в том, что на этом рынке мало участников, – лишь производители и муниципалитеты.
«Частных трамваев в России почти нет. Знаю только один частный трамвай – «Чижик». Я думаю, если бы трамвайные системы были частными, то всему рынку было бы проще. Производитель смог бы доказать эффективному бизнесмену, какой вагон эффективнее с точки зрения эксплуатации, с точки зрения жизненного цикла. К сожалению, муниципалитету это сложнее объяснить, потому что когда мы выходим на тендер, то чиновники сравнивают наш навороченный трамвай с устаревшими, но дешевыми моделями только по цене всего контракта», – негодует Ф. Винокур.
Правда, конечную цену алюминиевого трамвая разработчик и производитель так и не назвал.
Справка РЖД-Партнера
«ПК Транспортные системы» выпускает 10 моделей трамваев длиной от 17 до 35 м и две модели троллейбуса и электробуса. Компания поставляет городской электрический транспорт в 12 городов России: крупнейшие заказчики – Москва, Санкт-Петербург и Омск.
В Петербурге уже эксплуатируется 45 трамваев. Это 32 «Витязей М», 10 «Витязей» и три «Богатыря». Кроме того, предприятие поставило 87 троллейбусов «Адмирал».
«ПК Транспортные системы», по данным СПАРК, на 60% принадлежит ООО «Холдинг Транскомпонент», а на 40% – Ф. Винокуру.