– Не хочется присваивать себе лавры Нострадамуса рынка крытых вагонов, но прогнозы, озвученные в моем выступлении на конференции «Операторский бизнес: четверть века на сети РЖД», сбываются. Основные тренды не только сохранились, но и усилились во втором полугодии 2023 года. Так, стоимость вагона выросла еще на 8%, ставка аренды – на 5%, а движение на сети стало еще более сложным. На конец ноября, к примеру, под ограничениями РЖД по оформлению груженных вагонов назначением на Восточный полигон и Среднюю Азию у нас находилось 10% парка. Это вагоны с погруженной в них продукцией, которые наши клиенты не могли отправить.
Долгосрочный тренд дефицита крытых вагонов никуда не исчезает – списание старого парка продолжается, а новый вагон, который можно получить «вне очереди», на вагоностроительном заводе предлагается посредническими структурами уже по цене от 8,2 млн. рублей. Даже для профильного игрока рынка железнодорожных перевозок такая цена на вагон означает существенный риск его окупаемости, не говоря уже о случайных инвесторах, пытающихся найти нишу для своей свободной ликвидности.
Также нельзя не отметить досрочную и существенную индексацию тарифов ОАО «РЖД». Несколько десятков лет подряд тарифы РЖД индексировались с 1 января. В этот раз индексация произведена с 1 декабря и снова на значительную для грузоотправителей и операторов величину – +10,75%.
– Как «РэйлСпецТранс» удается справляться с вызовами?
– В условиях существующей проблематики основная задача для операторов – не только предложить свои вагоны по устраивающей грузоотправителя цене, но быть связующим звеном между клиентом и РЖД, точкой входа в структуры РЖД и надежным помощником во взаимоотношениях с железной дорогой.
«РэйлСпецТранс», со своей стороны, развивает систему сотрудничества с Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), ТЦФТО, движенцами, помогая своим клиентам с оформлением погруженных вагонов, заадресовкой и подачей порожних вагонов, подъемом брошенных вагонов в пути следования.
– Какой совет может быть полезен в 2024 году?
– Грузоотправителям в сложившихся условиях придется учитывать множество факторов и применять многофункциональные навыки: знать и уметь работать с ДМЗИ и СКПП, выстраивать взаимодействие с территориальными органами управления РЖД (ТЦФТО), создавать систему долгосрочного планирования логистики и доставки.
Беседовала Анна Маничева