– По итогам января текущего года погрузка на железных дорогах России сократилась на 4,3% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Предпосылками к этому стали скопления неотправленных из-за погодных условий грузов, а также введение нового вида логических контролей в АС ЭТРАН, существенно задерживающих сроки отправки. Из-за приоритетности отправки определенных видов грузов (уголь, сельскохозяйственная продукция) по всей сети железных дорог России скопилось около 30 контейнерных составов, ждущих возможности проехать. Поэтому сроки доставки на сегодняшний день сложно прогнозировать.
– В качестве своеобразной панацеи грузоотправители называют переход от ж/д перевозок к автоперевозкам. Насколько это жизнеспособно, на Ваш взгляд?
– Заменить железнодорожные грузоперевозки на автомобильные не всегда возможно, так как по железной дороге отправляются товары, которые имеют большой вес и нестандартные габариты. Например, по ж/д перевозят как сыпучие, так и жидкие грузы при помощи различной тары – контейнер, цистерна, вагон, паллеты, что не всегда безопасно при транспортировке на автодорогах России. Кроме того, железнодорожные перевозки меньше зависят от погодных условий и состояния дорожного полотна.
Еще одним преимуществом перевозки грузов железнодорожным транспортом можно назвать стоимость. В 2023 году автомобильная логистика стала дороже примерно на 30% из-за дисбаланса спроса и предложения, при этом тарифы на транспортировку грузов по железным дорогам в декабре прошлого года были проиндексированы на 7,6%. В январе 2024 года нового подорожания не было. Однако нет уверенности, что такая политика продержится весь текущей год – грузовые тарифы могут проиндексировать в среднем на 10%, в том числе для финансирования капитального ремонта железнодорожной инфраструктуры и обеспечения безопасности.
– Какие проблемы железнодорожной логистики кажутся Вам наиболее актуальными и требующими решений сейчас?
– Помимо тех общих мест, что были обозначены выше, одной из проблем железнодорожной логистики на сегодняшний день остается скопление около 150 000 порожних контейнеров в портах и железнодорожных перевалах, особенно тех, в которые доставляются грузы из Китая. Отправлять их пустыми обратно китайским грузоотправителям невыгодно, а для российского экспорта в КНР так много контейнеров не требуется. Это уже привело к удешевлению стоимости данной тары в РФ – 40-футовый контейнер можно приобрести примерно за 600 долларов, тогда как в феврале прошлого года цена составляла около 4200 долларов. Однако регулярное расширение номенклатуры грузов, отправляемых в Китай, в скором времени должно решить проблему профицита контейнеров.
Беседовала Полина Карпович