Союз вагоноремонтных предприятий является самым молодым объединением на фоне других, давно устоявшихся профильных сообществ. Он сформировался как необходимое недостающее звено цепи между вагоностроением и эксплуатацией грузовых вагонов. 8 мая 2019 года была сделана запись о создании союза.
На момент становления этого партнерства в нем состояло всего 4 организации. Сегодня в СВРП входит 21 организация, в том числе 16 вагоноремонтных компаний, совокупная доля которых превышает 75% российского рынка вагоноремонта. Остальные участники – производители технологического и станочного оборудования, сервисные компании по ремонту поглощающих аппаратов и подшипников буксовых узлов колесных пар.
Участники союза занимают активную позицию в обсуждении актуальных проблем вагоноремонтной отрасли, создавая при этом атмосферу комфортного и дружеского общения. Это сделало союз эффективной площадкой для выработки общей позиции по важным вопросам, обмену опытом и новыми технологиями ремонта узлов и деталей вагонов. Членами Союза подписаны Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в области вагоноремонтного производства, Декларация по качеству и гарантийным обязательствам, ряд методических рекомендаций и дорожных карт по решению актуальных вопросов. Востребованным форматом встреч стало проведение мероприятий непосредственно на производственных площадках участников союза.
В 2022 году работниками Железногорского вагоноремонтного завода, члена СВРП, написан текст и слова песни о союзе вагоноремонтных предприятий, ставшие официальным гимном объединения. Сегодня обсуждается инициатива о возможности закрепления для вагоноремонтной отрасли, которая была выделена в отдельную структуру в 2005 году путем создания Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов, своего профессионального праздника – Дня вагоноремонтника.
Приоритетным направлением деятельности объединения является совершенствование нормативно-правовой и технологической баз с целью повышения эффективности вагоноремонтного процесса и обеспечения стабильной, безопасной работы железнодорожного транспорта.
Представители союза принимают непосредственное участие в подготовке важнейших отраслевых документов. Эта деятельность осуществляется путем взаимодействия с федеральными органами власти и регуляторами, ОАО «РЖД» и профильными научными организациями. Только за 2023 год принято участие в более 30 совещаниях, на которых в ходе дискуссий отстаивалось мнение участников СВРП по важным вопросам, обсуждались проекты документов, проходящие рассмотрение на площадке Совета по ж/д транспорту государств-участников Содружества и его рабочих органов (Комиссия вагонного хозяйства, рабочая группа по эксплуатации). Представители объединения принимают регулярное участие во встречах с руководством ОАО «РЖД» на всех уровнях для обсуждения стыковых проблем и путей их решения, вопросов обеспечения сети исправными грузовыми вагонами. Также налажено плотное взаимодействие с Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства ОАО «РЖД».
Союзом заключены соглашения по сотрудничеству и взаимодействию с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта». В 2024 году планируется подписание соглашения о взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В сегодняшних геополитических реалиях первостепенными задачами для всех участников отрасли являются обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования железнодорожной сети, особенно самых сложных ее полигонов, работающих на пределе пропускной способности. Для этого необходим надежный грузовой парк, который бы не требовал остановок грузовых поездов в пути следования для устранения той или иной возникшей неисправности или отказа. Исходя именно из этих потребностей, члены СВРП вырабатывают решения по улучшению ситуации и предлагают их к реализации. Часть инициатив союза уже нашла отражение в ремонтных документах, некоторые находятся в стадии обсуждения и проработки.
Поставленные руководством РФ задачи по перевозке грузов железнодорожным транспортом необходимо реализовывать, а для этого нужно приложить все усилия, включая безотказную работу грузового парка на сети. Пласт работ достаточно велик, в том числе и по вагоноремонту. Поэтому СВРП не планирует снижать набранный темп своей деятельности – члены союза будут формировать, предлагать и реализовывать новые технические и технологические решения.