+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.10.2023 13:06:04
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов октябрьского выпуска № 19–20 (503–504) мы подготовили для вас следующие интересные темы:
Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!
РЖД-Партнер представляет очередной обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам последних двух месяцев, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты.

В августе и сентябре базовая ставка аренды полувагона на споте сохранилась на том же уровне, что и в предыдущие два летних месяца – 3200 руб./сут. Однако коридор колебаний ставок в августе остался достаточно широким. В сентябре стало еще проблематичнее найти дешевый полувагон, несмотря на снижение погрузки угля и стройгрузов в сентябре. Базовая ставка аренды на споте по-прежнему превышала средневзвешенное значение в коридоре, что указывало на дисбаланс.

С одной стороны, операторы стремились к повышению ставок. А с другой – клиенты не всегда оказывались готовыми платить больше. Парадокс вполне объясним. Читайте наш обзор «Доход по осени считают».

Среди участников рынка разгорелась дискуссия. Одни считают, что «лишний» парк тормозит оборот вагона и с «избытком» надо решительно бороться, а другие – что можно найти способы сокращать на сети оборот вагона и при нынешнем размере рабочего парка. Кто прав и какие меры следует предпринять для улучшения оборота вагонов?

Казалось бы, в теории все просто. Дефицит или профицит вагонов на сети определяется как разница между потребным и наличным парком. Если она положительная – вагонов избыток. Но на практике конечный результат получается неодинаковым, исходя из того, как именно считать потребный парк. Его можно, например, оценить как функцию двух переменных – погрузки и оборота вагона. Так скажут многие ученые.

Для оператора потребный парк означает количество вагонов, необходимое для выполнения заявленных объемов погрузки. И здесь принимается во внимание гораздо больше параметров: грузооборот, оборот порожнего парка, средняя дальность перевозки, среднесуточный пробег и производительность вагона. Иными словами, будет учитываться работа подвижного состава на сети. Если же обратиться к перевозчику, то он выведет потребный парк из провозной способности инфраструктуры и степени нагрузки на нее. У него есть своя методика. Какая – в нашем материале «Лишний» парк на сети РЖД. Есть ли шанс ускориться?»

С апреля текущего года погрузка нефти и продуктов ее переработки находится в минусе. И выхода из отрицательной зоны не видно. Среди основных номенклатур, которые в настоящее время определяют объем погрузки на РЖД, три: мазут (29%), дизтопливо (30%) и бензин (20%). При этом около 61% составляют внутренние перевозки. На долю экспорта приходится еще треть. Остальное (6%) – транзит. Железнодорожников спасают внутренние перевозки. А экспорт, который традиционно выступал драйвером во всех периодах подъема погрузки, как раз сейчас способствует ее торможению. Основной спад произошел из-за снижения отправок за рубеж дизтоплива. В августе, например, его вывоз сократился на 47%, в сентябре – еще больше, а в октябре – как ожидается, упадет почти до нуля, поскольку в сентябре Россия объявила о запрете на экспорт большей части дизтоплива из своих портов северо-запада. Таким образом в правительстве РФ стремятся стабилизировать цены на топливо внутри страны. Каковы дальнейшие перспективы – в статье «Нефтяная игла теряет свою остроту».

С весны этого года рынок вагоностроения постепенно восстанавливается. По оценкам ИПЕМ, за 8 месяцев произведено 39,3 тыс. грузовых вагонов, что на четверть превышает соответствующий прошлогодний результат. При этом начиная с июня ежемесячный рост производства наблюдается не только к уровню прошлого, но и предыдущего года.

Выпуск вагонов в этом году может превысить прошлогодний объем производства более чем на 15%, составив 60 тыс. ед., и приблизиться к показателю 2021 года. Увеличение поставок подвижного состава сейчас происходит на фоне динамично растущей стоимости нового парка. Если новый полувагон в конце прошлого года обходился в 3,7 млн руб. (без НДС), то в III квартале этого – в 5 млн руб. Цена контрактации на следующий год уже превышает 6 млн руб.

При этом не исключено, что планы операторов по закупке вагонов по лизинговым схемам скорректирует поднятая в сентябре ЦБ РФ ставка рефинансирования. Подробности в материале «Вагоны вошли в фазу роста».

Проблема в том, что в период трансформации логистики клиентам требуются вполне определенные сервисы, а перевозчик везет грузы так, как может. Позиция перевозчика сформулирована довольно ясно: на сети отправители ведут себя турбулентно. Они не могут четко спланировать работу. А операторы потакают клиентам, и вагоны распылены на сети хаотично, порожние потоки не консолидированы, и в результате возникают заторы. Кроме того, на сеть выводят больше вагонов, чем может пропустить инфраструктура. В данном случае встает вопрос о критериях оценки эффективности железнодорожных перевозок. По этому поводу возникла дискуссия. Независимые эксперты полагают, что одним из таких критериев следует рассматривать соотношение динамики тарифа перевозчика и ставок аренды вагонов.

Если брать начало нынешней весны, то тарифы перевозчика выросли по сравнению с декабрем 2021 года на 30%. Сначала с 1 января 2022 г. – на 6,8%, затем с 1 июня 2022 г. – на 11% и с 1 января 2023 года – на 10% (с надбавками на капремонт).

Однако следует учесть новые обстоятельства. Какие – разбираемся в статье «Разновекторный поиск: куда идем и что ищем?»

Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы», а также на пакеты из этих изданий в 2024 году. Для постоянных подписчиков и тех, кто впервые подпишется на наши журналы, разработана гибкая система бонусов и скидок.

• При оформлении подписки на журналы «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» до 1 октября 2023 года предоставляется скидка 10%.
• Всем подписчикам журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» предоставляется 10-процентная скидка при подписке на исследование «Ставки и грузовые вагоны».
• Компании, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, получат бесплатный разовый доступ к электронным версиям «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» для принятия решения о подписке на 2024 год.
• Подписчикам журнала «РЖД-Партнер» доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.

Подписывайтесь на «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы». Будьте в курсе событий транспортного рынка!

У вас остались вопросы?
Задайте их!
Тел.: + 7 (812) 418-34-99
e-mail: rasp@rzd-partner.ru

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Самое читаемое


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions