В августе и сентябре базовая ставка аренды полувагона на споте сохранилась на том же уровне, что и в предыдущие два летних месяца – 3200 руб./сут. Однако коридор колебаний ставок в августе остался достаточно широким. В сентябре стало еще проблематичнее найти дешевый полувагон, несмотря на снижение погрузки угля и стройгрузов в сентябре. Базовая ставка аренды на споте по-прежнему превышала средневзвешенное значение в коридоре, что указывало на дисбаланс.
С одной стороны, операторы стремились к повышению ставок. А с другой – клиенты не всегда оказывались готовыми платить больше. Парадокс вполне объясним. Читайте наш обзор «Доход по осени считают».
Среди участников рынка разгорелась дискуссия. Одни считают, что «лишний» парк тормозит оборот вагона и с «избытком» надо решительно бороться, а другие – что можно найти способы сокращать на сети оборот вагона и при нынешнем размере рабочего парка. Кто прав и какие меры следует предпринять для улучшения оборота вагонов?
Казалось бы, в теории все просто. Дефицит или профицит вагонов на сети определяется как разница между потребным и наличным парком. Если она положительная – вагонов избыток. Но на практике конечный результат получается неодинаковым, исходя из того, как именно считать потребный парк. Его можно, например, оценить как функцию двух переменных – погрузки и оборота вагона. Так скажут многие ученые.
Для оператора потребный парк означает количество вагонов, необходимое для выполнения заявленных объемов погрузки. И здесь принимается во внимание гораздо больше параметров: грузооборот, оборот порожнего парка, средняя дальность перевозки, среднесуточный пробег и производительность вагона. Иными словами, будет учитываться работа подвижного состава на сети. Если же обратиться к перевозчику, то он выведет потребный парк из провозной способности инфраструктуры и степени нагрузки на нее. У него есть своя методика. Какая – в нашем материале «Лишний» парк на сети РЖД. Есть ли шанс ускориться?»
С апреля текущего года погрузка нефти и продуктов ее переработки находится в минусе. И выхода из отрицательной зоны не видно. Среди основных номенклатур, которые в настоящее время определяют объем погрузки на РЖД, три: мазут (29%), дизтопливо (30%) и бензин (20%). При этом около 61% составляют внутренние перевозки. На долю экспорта приходится еще треть. Остальное (6%) – транзит. Железнодорожников спасают внутренние перевозки. А экспорт, который традиционно выступал драйвером во всех периодах подъема погрузки, как раз сейчас способствует ее торможению. Основной спад произошел из-за снижения отправок за рубеж дизтоплива. В августе, например, его вывоз сократился на 47%, в сентябре – еще больше, а в октябре – как ожидается, упадет почти до нуля, поскольку в сентябре Россия объявила о запрете на экспорт большей части дизтоплива из своих портов северо-запада. Таким образом в правительстве РФ стремятся стабилизировать цены на топливо внутри страны. Каковы дальнейшие перспективы – в статье «Нефтяная игла теряет свою остроту».
С весны этого года рынок вагоностроения постепенно восстанавливается. По оценкам ИПЕМ, за 8 месяцев произведено 39,3 тыс. грузовых вагонов, что на четверть превышает соответствующий прошлогодний результат. При этом начиная с июня ежемесячный рост производства наблюдается не только к уровню прошлого, но и предыдущего года.
Выпуск вагонов в этом году может превысить прошлогодний объем производства более чем на 15%, составив 60 тыс. ед., и приблизиться к показателю 2021 года. Увеличение поставок подвижного состава сейчас происходит на фоне динамично растущей стоимости нового парка. Если новый полувагон в конце прошлого года обходился в 3,7 млн руб. (без НДС), то в III квартале этого – в 5 млн руб. Цена контрактации на следующий год уже превышает 6 млн руб.
При этом не исключено, что планы операторов по закупке вагонов по лизинговым схемам скорректирует поднятая в сентябре ЦБ РФ ставка рефинансирования. Подробности в материале «Вагоны вошли в фазу роста».
Проблема в том, что в период трансформации логистики клиентам требуются вполне определенные сервисы, а перевозчик везет грузы так, как может. Позиция перевозчика сформулирована довольно ясно: на сети отправители ведут себя турбулентно. Они не могут четко спланировать работу. А операторы потакают клиентам, и вагоны распылены на сети хаотично, порожние потоки не консолидированы, и в результате возникают заторы. Кроме того, на сеть выводят больше вагонов, чем может пропустить инфраструктура. В данном случае встает вопрос о критериях оценки эффективности железнодорожных перевозок. По этому поводу возникла дискуссия. Независимые эксперты полагают, что одним из таких критериев следует рассматривать соотношение динамики тарифа перевозчика и ставок аренды вагонов.
Если брать начало нынешней весны, то тарифы перевозчика выросли по сравнению с декабрем 2021 года на 30%. Сначала с 1 января 2022 г. – на 6,8%, затем с 1 июня 2022 г. – на 11% и с 1 января 2023 года – на 10% (с надбавками на капремонт).
Однако следует учесть новые обстоятельства. Какие – разбираемся в статье «Разновекторный поиск: куда идем и что ищем?»
Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы», а также на пакеты из этих изданий в 2024 году. Для постоянных подписчиков и тех, кто впервые подпишется на наши журналы, разработана гибкая система бонусов и скидок.
• При оформлении подписки на журналы «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» до 1 октября 2023 года предоставляется скидка 10%.
• Всем подписчикам журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» предоставляется 10-процентная скидка при подписке на исследование «Ставки и грузовые вагоны».
• Компании, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, получат бесплатный разовый доступ к электронным версиям «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» для принятия решения о подписке на 2024 год.
• Подписчикам журнала «РЖД-Партнер» доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.
Подписывайтесь на «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы». Будьте в курсе событий транспортного рынка!
У вас остались вопросы?
Задайте их!
Тел.: + 7 (812) 418-34-99
e-mail: rasp@rzd-partner.ru