По словам Д. Сапожникова, «Меридиан» планируют сдать к 2022 году. Он также добавил, что новая трасса не будет дублировать существующее железнодорожное сообщение: «У каждого своя ниша и свои виды товаров. Своя трассировка», – сказал он.
«Меридиан» будет соответствовать характеристикам первой технической категории с четырехполосным движением. На всем ее протяжении будут установлены линии электроосвещения и объекты дорожного сервиса (заправки, мотели, закусочные и т. д.). По ходу следования трассы будет организовано около 50 съездов на дороги регионального и местного значения.
Трасса «Меридиан» пройдет по территориям Оренбургской, Самарской, Саратовской Тамбовской, Липецкой, Орловской, Брянской и Смоленской областей.
Добавим, что комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года правительство страны должно разработать и утвердить 1 октября. Согласно майскому указу президента, он должен предусматривать развитие транспортных коридоров Запад – Восток и Север – Юг для перевозки грузов за счет нескольких проектов. Первым в этом списке значится строительство и модернизация российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту Европа – Западный Китай.
Главная цель реализации проекта ЕЗК – сокращение срока поставки грузов из Китая до 11 дней, то есть в 5 раз быстрее нынешних сроков. Этот сухопутный путь перераспределит на себя часть грузов, которые сегодня доставляются из Азии в Европу по Суэцкому каналу и Северному морскому пути, по Транссибирской железнодорожной магистрали, а также авиацией. Кроме того, появление трассы должно дать толчок к развитию регионов, через которые она пройдет.
Общий маршрут ЕЗК составит более 8445 км, он пройдет по России (2233 км), Казахстану (2787) и Китаю (3425 км).
Существуют два альтернативных варианта прохождения маршрута: от ГК «Автодор» и «Меридиана». Трассы будут иметь лишь одну общую точку – в Оренбургской области.
Полная стоимость строительства и реконструкции проекта ЕЗК от ГК «Автодор» оценивалась в 1 трлн руб., из них 825 млрд руб. должны быть выделены из бюджета.
Проект «Меридиана» оценивается в 594 млрд руб., что вдвое дешевле трассы ГК «Автодор». Инвестор не ждет от государства никаких финансовых вливаний на само строительство и лишь просит не начинать проект «Автодора» в период окупаемости «Меридиана», а отложить его на более поздний срок.
Получить оперативно комментарий от «Автодора» не удалось. При этом в Росавтодоре РЖД-Партнеру сообщили, что обязательства России по открытию маршрута Европа – Западный Китай до 2020 года, а также трассировка прохождения маршрута закреплены соглашением ШОС (Шанхайской организации сотрудничества).
«В настоящее время в целях формирования российской части коридора на принципах ГЧП осуществляется строительство федеральной скоростной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автомобильной дороги. На участке от Москвы до МАПП Сагарчин на границе с Казахстаном движение организовано в том числе по существующим федеральным автодорогам М5 «Урал», М7 «Волга», Р240 Уфа – Оренбург, Р239 Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Казахстаном», – сообщили в Росавтодоре.