В государственной компании «Автодор» намерены развивать сеть автомагистралей с привлечением средств, которые поступают от сборов за пользование дорогами через систему «Платон». (подробности online)
Как полагают в Минтрансе, автодорожная сеть должна стать катализатором социально-экономического развития российских регионов. И в этой связи строительство скоростных магистралей становится стратегической задачей. Такие автодороги способны принести мультипликативный эффект. Поэтому даже в период бюджетных ограничений стратегия развития транспортной инфраструктуры и скоростных автодорог остается прежней.
В ближайшей перспективе намечено сконцентрироваться на ряде проектов. В частности, на строительстве международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», первые участки которого в России уже реализованы в рамках строительства новой скоростной федеральной автомобильной дороги М–11 Москва – Санкт–Петербург. К 2018 году вся магистраль, равно как и Центральная кольцевая автомобильная дорога, будет готова.
Другой регион, которому уделяется внимание, – Приволжский. На его территории самым масштабным также становится проект создания ряда участков МТК «Европа – Западный Китай». Причем, эти планы предполагают комплексное развитие территорий, прилегающих к автомагистрали, что станет дополнительным стимулом для развития малого и среднего бизнеса.
«Для успешной реализации проекта «Европа – Западный Китай» необходимо в ближайшее время утвердить общую концепцию, транспортную модель, финансово–экономическое обоснование, а также окончательный маршрут с учетом уже проведенных регионами работ по проектированию и строительству участков трассы, – прокомментировал полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. – В трех субъектах округа – Татарстане, Башкортостане и Оренбургской области в создание автомагистралей, которые рассматриваются в качестве отрезков МТК «Европа – Западный Китай», из региональных бюджетов уже выделено более 10 млрд руб. Точка невозврата пройдена: мы не имеем права неэффективно распорядиться теми ресурсами, которые уже вложены в этот проект». По словам полпреда, сегодня существуют несколько альтернативных вариантов прохождения международного транспортного коридора, но нужно сделать так, чтобы конечная схема и модель были наиболее оптимальными с учетом уже вложенных государственных и частных ресурсов.
В связи с этим большие надежды возлагаются на инструменты ГЧП. В частности, в Самарской области хотят построить новый мост на основе ГЧП, рассказал губернатор Самарской области Николай Меркушкин.
Эти и другие перспективные проекты должны найти свое место в обновленной стратегии развития автодорог РФ до 2030 года, над которой работают сейчас в Росавтодоре и ГК «Автодор». При этом дороги перспективной сети должны обеспечить транспортную доступность регионов, в которых производится около 80% общего валового регионального продукта. Необходимо также сформировать зоны опережающего развития в европейской части России, включая регионы Центрального, Северо–Западного, Приволжского, Южного и Уральского федеральных округов. Наконец, российские автомобильные дороги необходимо интегрировать в международные транспортные коридоры. По оценкам экспертов, общий объем совокупного социально–экономического эффекта от создания сети за период действия инвестиционных соглашений
(2010–2050 гг.) составит порядка 37 трлн руб. в ценах 2013 года, что превышает предполагаемые общие затраты на строительство сети в 7 раз.
Кроме того, Минтрансу были представлены первые семь региональных ГЧП-проектов, претендующих на финансирование благодаря поступлениям через систему «Платон». Их общая стоимость оценивается в 154 млрд руб. Это мосты через Обь в Новосибирске, Чусовую в Перми и Шексну в Череповце, две автодороги, обходы Ижевска и Хабаровска (см. таблицу). Отбирать проекты будет правительственная комиссия по транспорту: в апреле и в октябре. Осенью Минтранс сообщал экспертному совету при правительстве о наличии у регионов проектов на 18 млрд руб. На первые семь проектов потребуется 85,7 млрд руб. из федерального бюджета.
Система взимания платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным трассам «Платон» запущена в ноябре 2015 года. За полтора месяца 2015 г. владельцы 650 тыс. зарегистрированных грузовиков заплатили 2 млрд руб. Прогноз поступлений в 2016 году – на уровне 39,5 млрд руб.
Все перечисленные проекты должны быть одобрены правительству. В Росавтодоре называют примерные: цена проекта – от 1,5 млрд руб., доля инвестора – минимум 15%, федеральный центр готов профинансировать до половины стоимости дорог и 85% – мостов и тоннелей. Остальное должен дать регион, уточнил зам. руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов. По его словам, на один проект может быть потрачено не более трети годовых поступлений от «Платона».
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions