Все ждали, что 10-12 января ставки упадут на 10-12%, но этого так и не случилось. По ряду направлений падение действительно было, но в целом ставки остались на прежнем уровне. Наш прогноз на этот год по автомобильному сегменту – рост не менее 15%. И тому несколько причин. Например, «Платон» - он в любом случае вырос на 25%. В тарифе он составляет довольно-таки малую часть, но нельзя забывать о забастовках, которые были и есть. Из-за них некоторые компании попросту остановили работу. А некоторые компании и вовсе до сих пор умудряются ездить в обход взимания платы системой. И был довольно-таки резкий всплеск перед 15 апреля – по ряду направлений он дошел до 15% всего за 10 дней. В некоторых случаях рост был еще больше, а в отдельных его не было вообще. Не стоит забывать кризис 2008 года, когда ставки рухнули примерно до 30 рублей за км по кругорейсу. Был очень сильный отскок в 2010 году – до 45 рублей за км. Что мы видим сейчас: за два года у людей «выбыло» до 10% транспорта. Не было возможности покупать даже резину для колес. Комплект стандартной резины на фуру стоит около 300-350 тыс рублей. Из-за этого много единиц техники (например, 5 из 20) просто ставилось «к забору», а запчасти перекидывались на остальные машины. Тем самым, по сути, уменьшалось число грузового транспорта в стране. В этом году мы прогнозируем рост на 10-15% до 40-45 руб/км. Сейчас он составляет примерно 37-38 руб/км. И речь конкретно о кругорейсах с учетом холостого пробега, в среднем, в 20%.
Нельзя забывать также, что если в прошлом году ставка по лизингу была от 7 до 10%, то сейчас она доходит до 15%. По статистике, примерно 85% в прошлом году транспорта в стране приобретено в лизинг индивидуальными предпринимателями. Еще 5% покупалось в кредит и 10% - за наличный расчет. Транспортные компании, по сути, в прошлые два года работали на нулевой рентабельности. И это, естественно, было переложено на грузовладельцев, а потом – на потребителя.
Автор: Владислав Фадеев, генеральный директор транспортно-логистической компании FKKGroup
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.