По мнению психолога и пилота, основателя компании «Летаем без страха» Алексея Герваша, пассажир, открывший аварийный выход, не будет привлечен к ответственности только в том случае, когда все члены экипажа по тем или иным причинам оказались недееспособны, к примеру, отравились угарным газом и не могут дать распоряжение пассажирам открыть аварийный выход. «Однако такой вариант, при котором пассажиры в салоне остались без присмотра, сложно себе представить. Если же не все члены экипажа потеряли сознание, то пассажиры обязаны ждать их указаний», – добавляет А. Герваш.
Сумма штрафа за самовольное открытие аварийных выходов лайнера составляет более $20–30 тыс.
Решение авиакомпании об ужесточении ответственности за несанкционированное открытие аварийного выхода самолета спровоцировал инцидент, произошедший 31 января в Волгограде. Тогда на борту пассажирского самолета «Аэрофлота» после возникновения дыма в результате возгорания зарядного устройства несколько пассажиров во время высадки открыли аварийные люки и спустились по надувному трапу на перрон.
«Произошедшее событие дает повод задуматься о квалификации сотрудников «Аэрофлота». Бортпроводники не дали указания пассажирам экстренно покинуть салон, несмотря на возгорание, даже такое незначительное. В таких обстоятельствах пассажиры, открывшие дверцу люка, повели себя вполне естественно», – комментирует ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.
Компании «Аэрофлот» не удалось предоставить оперативный комментарий.