Сейчас авиакомпании производят взаиморасчеты через российскую Транспортную клиринговую палату и зарубежную систему взаиморасчетов (BSP), разработанную Международной организацией воздушного транспорта (IATA). По данным "Ъ", авиакомпании опасаются, что BSP, на бланках которой продаются билеты, не будет дорабатывать собственный бланк под новые требования закона. Кроме того, доработка собственного бланка потребует от авиакомпании серьезных затрат, поскольку требования к документам будут отличаться от норм и стандартов IATA, а бланки будут создаваться только для российских авиакомпаний, что может повысить тарифы и спровоцировать существенное падение продаж. Тем временем в Транспортной клиринговой палате, через которую происходят все взаиморасчеты авиакомпаний, уже предложили не применять ККТ к перевозчикам и агентам, осуществляющим перевозочный процесс, а термин "бланк строгой отчетности" приравнять к кассовому чеку, сформированному в электронной форме.
Согласно направленным в правительство оценкам замглавы Минтранса Евгения Дитриха, изменения затронут 88 российских авиакомпаний, а единовременные и переменные затраты перевозчиков могут достичь 10 млрд рублей. Кроме того, возникнут дополнительные постоянные расходы на передачу данных в налоговые органы. В результате тарифы на воздушную перевозку подорожают, а из федерального бюджета придется выделять дополнительные средства.
По данным "Ъ", изменения затронут и железнодорожные перевозки. Затраты ОАО "РЖД" только по поездам дальнего следования могут превысить 2 млрд рублей, постоянные затраты его дочерней Федеральной пассажирской компании (ФПК) - 500 млн рублей в год на оформление билетов и более 900 млн рублей потребуется на ежегодные субсидии. В пресс- службе РЖД "Ъ" сообщили, что "работа по замене кассовых аппаратов ведется", но касается подразделений, осуществляющих расчеты с физлицами, и не затрагивает безналичные расчеты за грузовые перевозки. В ФПК заявили "Ъ", что для компании обязательный переход на новую ККТ при оформлении проездных документов произойдет с июля 2018 года. Объем затрат в компаниях комментировать не стали.