Помимо намерения усовершенствовать законодательство в этой области, поводом для принятия закона стала неутешительная статистика, отмечают в правительстве. Так, с 2015 по 2017 год количество нарушений правил использования воздушного пространства, совершенных физлицами, увеличилось вдвое. А количество аналогичных нарушений, совершенных внешними пилотами беспилотных воздушных судов, увеличилось в 12,5 раз.
В гражданской авиации в прошлом году произошла в общей сложности 21 авиационная катастрофа и 19 аварий. Почти все они – с воздушными судами, принадлежавшими физлицам. И причиной всех авиакатастроф стали нарушения правил использования воздушного пространства.
Авторы вносимого законопроекта также обращают внимание на то, что последние годы не снижается аварийность на морском и внутреннем водном транспорте. Так, по итогам 2016 года зафиксировано 88 аварий, по итогам в 2017 года – 89. Причиной 84% аварий является человеческий фактор, в том числе пренебрежение положениями правил плавания.
Для того чтобы исправить ситуацию, предлагается увеличить штраф за нарушение правил использования воздушного пространства для граждан в 10 раз и для должностных лиц – в 4–5 раз. За нарушение правил плавания предлагается увеличить штрафы в 10 раз.
Кроме того, повторное нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного), на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта в течение года влечет за собой штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или лишения права управления судном на срок от 1 года до 2 лет. Раньше эти суммы варьировались от 500 до 1 тыс. руб., а лишали прав на срок до 1 года.