Отмены последовали за аварией 5 мая SSJ-100, вылетевшего из московского аэропорта Шереметьево в Мурманск. Самолет через полчаса после взлета вернулся в аэропорт, но ударился о полосу при посадке, после чего загорелся. В результате погиб 41 человек, 10 человек госпитализированы. Всего в парке «Аэрофлота» сейчас 49 единиц SSJ-100.
Источник «Ъ» в отрасли авиаперевозок утверждает, что отмены полетов на SSJ-100 нельзя назвать чем-то из ряда вон выходящим. «Отмены полетов на SSJ-100 – довольно частое явление. Они происходили с самого начала эксплуатации самолета, просто после катастрофы в Шереметьево средства массовой информации стали гораздо внимательнее следить за полетами судов этого типа. В те же дни были переносы и отмены рейсов, выполняемых Airbus A320/A321, Boeing 737. Но их, как и прежде, было значительно меньше, чем на SSJ-100», – говорит собеседник «Ъ» в одной из авиакомпаний.
Собеседник «Ъ» в другой авиакомпании подтверждает, что массовые отмены рейсов на самолетах SSJ-100 происходили и раньше. «Если у авиакомпании нет бортов на замену тому, на котором обнаружили поломку, рейс отменяется», – поясняет он.
При этом правительство на данный момент не имеет претензий к SSJ-100 в контексте аварии 5 мая. «К техническим параметрам, к исправности самолета претензий по результатам работы комиссии пока нет. Работа не завершена, рано делать выводы, давайте подождем», – заявил 9 мая вице-премьер Юрий Борисов, курирующий авиапром, на встрече с журналистами.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что многочисленные новости о задержках и отменах рейсов SSJ-100 появляются на фоне повышенного внимания средств массовой информации к самолету после катастрофы. «Не бывает, чтобы проблем у самолета не было, а после определенного числа они вдруг внезапно появились. «Аэрофлот» и ранее отменял и задерживал рейсы на SSJ-100, но сейчас редакции отрабатывают повестку дня, а там Superjet – событие номер один», – констатировал эксперт.
По его словам, некоторые отмены рейсов могут быть связаны и с реакцией летного состава на то, что в информационном поле вину за крушение приписывают экипажу.
«В такой ситуации некоторые пилоты при срабатывании любой сигнализации об отказе, с которым разрешено выполнять полет, перестраховываются и отказываются выполнять рейс», – предположил он.
Глава Infomost Борис Рыбак не исключил, что после катастрофы в Шереметьево в «Аэрофлоте» могли начать применять к самолетам SSJ-100 более жесткие требования, чем обычно, и стали снимать их с рейсов при любом признаке неисправности.
До катастрофы отмен рейсов и замен самолетов SSJ-100 было много. «Аэрофлот» старался это не афишировать, но до трети самолетов стояли на земле, говорит эксперт.
По его словам, надежность самолета была низкой с самого начала эксплуатации, причем касалось это всего спектра технических средств судна.
«Попадание молнии в самолет в принципе не должно приводить к каким бы то ни было последствиям, это прописано в сертификационных требованиях к самолету», – отмечает он. Напомним, 5 мая в аварийный самолет попала молния, из-за чего, по предварительным данным, произошел отказ электроники и радиосвязи. «Здесь может быть две причины. Либо у самолета неправильная конструкция, в этом случае можно говорить, что сертифицирующие органы это просмотрели. Либо причина в производственном дефекте, допущенном при сборке конкретного судна», – отмечает Б. Рыбак.
По его словам, главным результатом расследования должен стать не поиск виноватых, а выяснение причин трагедии и недопущение их в будущем. «При посадке SSJ-100 в Шереметьево 5 мая была трижды нештатная ситуация. После удара молнии в самолете отключилась вся электроника и производить посадку пришлось в ручном режиме, отключилась связь, более того, он заходил на посадку перегруженным», – отмечает Б. Рыбак.
Он подчеркивает, что к рейсовым пилотам нельзя предъявлять те же требования, что и к летчикам-испытателям, их не учат сажать самолет в нештатных ситуациях, в которых присутствует несколько критичных факторов.