– Арсен Георгиевич, по идее, изменения регламентов российской таможни должны учитывать лучшие мировые практики в этой сфере. Они отражены в стандартных инструкциях ЕЭК ООН, в частности в рекомендации № 33 Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН). Какова же мировая практика?
– В рекомендациях ЕЭК ООН сказано, что единое окно – это механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, предоставлять стандартизированную информацию, используя единый пропускной канал, для того чтобы выполнить все регуляторные требования в сфере документального сопровождения импорта, экспорта и транзита грузов. Если информация направляется в электронном формате, то ее отдельные элементы должны предоставляться единожды и не дублироваться в других документах.
– Это основополагающие принципы технологии, которая хорошо зарекомендовала себя во многих странах. Почему она не используется в РФ?
– Сложно сказать. Иногда обсуждаемые в публичном пространстве изменения не всегда соотносятся с планами их инициаторов. Бывает так, что первопричина забывается, и мы наблюдаем лишь ее последствия и разговоры, в ходе которых рождаются мифы. В российском транспортном сообществе при обсуждении концепции единого окна возникло как минимум три таких мифа. Давайте рассмотрим их детально и сверим с первоисточником – рекомендациями ЕЭК ООН – и тогда, возможно, станет ясно, почему с успехом внедренная за рубежом технология у нас пока не работает.
Миф первый: предварительное информирование – это обязательная процедура
– Есть ли в рекомендациях ЕЭК ООН такое понятие как предварительное информирование?
– Такое определение в рекомендациях ООН отсутствует. Однако в России оно почему-то фигурирует на всех совещаниях, где обсуждаются вопросы таможенной деятельности. В рекомендациях ЕЭК ООН черным по белому написано, что участники внешнеторговых отношений должны выполнять все необходимые регуляторные требования, и прежде всего речь идет о создании универсального механизма, призванного обеспечить выполнение правил в рамках действующих процедур.
– Выходит, что предварительное информирование в концепции единого окна является излишеством?
– Такая формулировка не совсем точна. Предварительное информирование – это дополнительное действие, обеспечивающее выполнение основной процедуры, которая называется прохождением таможенного контроля.
Миф второй: электронный учет документов обязателен
– Почему ФТС России требует предоставлять документы для учета перемещения грузов в электронном формате?
– Поскольку отечественные госорганы сами сформировали требования по обязательному переводу всех физических процедур в электронный формат, то и электронный учет всех документов, предоставляемых при заходе судна с грузом в порт, также стал обязательным.
– А есть ли что-то похожее в рекомендациях ЕЭК ООН?
– Механизм единого окна, используемый в ЕС, не включает обязательного внедрения и применения передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) всеми участниками перевозок. Вместе с тем в рекомендациях ЕЭК ООН указано, что правительства стран могут брать на вооружение соответствующие ИКТ и использовать их в механизме единого окна в том случае, если они упростят процедуры, сопутствующие международной торговле.
Миф третий: необходима сверка электронных документов с бумажным оригиналом
– Если учет документов ведется в электронном формате, то почему на российской таможне их обязательно сверяют с бумажными оригиналами?
– В РФ такое требование при подаче документов в электронном виде воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В большинстве же случаев оригиналы требуется предъявлять лишь потому, что их физически невозможно перевести в полноценный цифровой документ, при этом не во всех странах судебные инстанции принимают сканы и копии документов. Вместе с тем сверка электронных и бумажных документов полностью лишает смысла механизм электронного декларирования. Если электронный документ имеет цифровую подпись и криптографическую защиту, то, по сути, это означает его равнозначность бумажному документу.
– Какие шаги с учетом рекомендаций ЕЭК ООН целесообразнее всего предпринять для внедрения единого окна в нашей стране?
– По нашему мнению, в РФ необходимо создать IT-инфраструктуру, которая позволит формировать документы, имеющие юридическую силу в судах разных стран при максимально возможном соблюдении требований международных положений. Более того, требуется создать реестр документов, выходящих из единого окна, которые, напомню, должны быть оригиналами. При этом итоговый документ, свидетельствующий о прохождении единого окна, должен создаваться автоматически в результате действий пользователей, которые внесли информацию в систему по определенному регламенту. Мы считаем, что именно об этом идет речь в рекомендациях ЕЭК ООН. Структура и формат документов такого реестра, условия их легитимности – вот что следовало бы сейчас обсуждать в первую очередь.
Беседовала Марина Ермоленко