Минэнерго России заявило, что работает по поручению президента РФ, обсуждается снижение тарифов на обслуживание в российских портах, а также тарифов РЖД.
"Пока это просто открытый диалог", – заявил С. Каморников 28 сентября в Минске. Он уточнил, что по теме возможного транзита нефтепродуктов через российские порты идут отраслевые переговоры на уровне администраций железных дорог, портов с целью снижения тарифов и предоставления условий, сопоставимых с условиями в странах Балтии.
"Если российские порты будут выгодны Белоруссии с учетом всех составляющих… то, в принципе, нам ничто не мешает экспортировать продукты и по этому северному направлению", – подчеркнул заместитель гендиректора.
Напомним, в начале марта РЖД увеличили с 25 до 50% скидку на транзитные перевозки белорусских нефтепродуктов со станций Барбаров (Мозырьский НПЗ) и Новополоцк ("Нафтан") в направлении портов на северо-западе России, однако этого оказалось недостаточно, чтобы изменить экспортные потоки белорусских НПЗ – тарифы в других направлениях все еще ниже по сравнению с российскими.
Порты Латвии, Литвы и Эстонии лишились значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике. Совокупный грузооборот портов Литвы, Латвии и Эстонии в 2016 году уже сократился до 138,94 млн т, и тенденция к снижению объемов перевалки сохраняется.
Порты стран Балтии ищут альтернативные способы заработка. Одним из них является наращивание объемов транзита белорусских и китайских товаров в ЕС, однако если белорусские НПЗ переориентируют свои грузопотоки на Россию, порты Латвии, Литвы и Эстонии еще больше сократят объемы транзита.
Кроме того, Россия и Китай сейчас работают над проектом "Новый шелковый путь", по которому грузы будут идти в Европу в обход стран Балтии.