По мнению российской стороны, документ нанесет ущерб угольной отрасли РФ. В частности, в Минэнерго считают, что из-за дефицита провозных мощностей дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру РФ в части транзита до 14 млн т в год угля из Казахстана негативно скажется на конкурентоспособности российских экспортеров угля и снизит занятость в угольных регионах, пишет газета.
ФАС отметила высокую загрузку БАМа и Транссиба в направлении дальневосточных портов, а также дефицит вагонов и низкую маржинальность для ОАО "РЖД".
В РЖД говорили о том, что соглашению должен быть придан рамочный характер, а вся коммерческая составляющая, в том числе объемы, выведена в двусторонние договоры монополии с казахскими клиентами. А Минтранс и угольщики подчеркивают, что казахстанский уголь и так перевозится на равных условиях с отечественным.
Соглашение, которое должно было облегчить транзит казахского угля через морские порты РФ, разрабатывали год. Ожидалось, что документ вступит в силу уже 1 января.
По данным АО "НК "Казакстан темiр жолы" (Железные дороги Казахстана), в 2017 году Казахстан экспортировал 29,3 млн т угля, на 3,1 млн т больше, чем годом ранее. При этом заметная доля прироста приходится на российские направления.