Государство проработало ряд мер, но по факту практически и физически меры не работают. Партнеры из Казахстана открыто говорят – «да, мы ездим по России, не оплачиваем штрафы за перегруз, не платим за проезд по МКАДу». О каких равных условиях мы говорим? Будет ли это с китайскими перевозчиками? Мы не готовы. Мы не в равных конкурентных условиях.
С 1 сентября вступают в силу каботажные перевозки, но уже сейчас они осуществляются. Нет статистики, мы не можем это подтвердить цифрами, но они есть. От того, как государство сможет отрегулировать законодательство, от того, как сможет взимать штрафы зависит то, что будет происходить с российскими перевозчиками.
Не хочется, чтобы с нашими компаниями произошло такое же замещение, как в сфере строительства.
Риски и угрозы включают формирование неравных конкурентных условий, снижение объема налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, рост числа банкротств среди российских перевозчиков, высвобождение трудовых ресурсов, а также потерю грузов в обратном направлении, что приводит к снижению загрузки российских транспортных компаний.
Когда дешевые перевозчики хлынут на российский рынок, это ударит по стоимости перевозки – никто не захочет платить больше. Экспедиторам это будет на руку. Перевозчикам будет тяжело.
Для того чтобы каботажные перевозки в рамках ЕАЭС функционировали без ущерба для российского автотранспортного рынка, необходимо ввести ряд защитных мер. В первую очередь требуется усиленный контроль и мониторинг деятельности иностранных перевозчиков, осуществляющих каботаж на территории РФ, особенно компаний из стран – членов ЕАЭС.
В целях недопущения недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка следует разработать и внедрить меры отраслевой защиты. Среди них – увеличение штрафов за нарушение условий каботажных перевозок, введение запрета на осуществление таких перевозок на территории РФ для нарушителей, а также ограничение допуска компаний, уличенных в неоднократных нарушениях требований российского законодательства.
Особое внимание рекомендуется уделить регулярным проверкам китайских транспортных компаний на предмет соблюдения правил перевозок, таможенного и налогового законодательства РФ. Это позволит исключить случаи недобросовестной конкуренции и сохранить устойчивость российского рынка автоперевозок.