Главная новизна заключается в том, что теперь уровень изменения тарифов РЖД будет рассчитываться таким образом, чтобы не только обеспечить финансовые потребности компании в последующем году, но и заработать средства на многолетнюю инвестиционную программу. В настоящее время действует порядок, который можно охарактеризовать как краткосрочный: правительство определяет уровень тарифов, а потом рассчитывает, есть ли необходимость в предоставлении РЖД субсидий.
Напомним, что нынешним летом было принято решение ограничить индексацию в 2011 году на уровне 8%, после чего встал вопрос об оказании государством прямой финансовой поддержки. Новая методика позволяет с помощью заложенных в неё формул заранее определить потребную индексацию и таким образом исключить проявление в данном деле субъективных подходов.
Также в документ заложен механизм, который позволяет делать инвестиции в инфраструктуру железнодорожного транспорта привлекательными. С этой целью в индексации будет учтена нормативная прибыль, благодаря чему инвестор будет хорошо себе представлять сроки окупаемости и отдачу от своих вложений. Это особенно важно перед возможной продажей части акций РЖД на бирже в 2013–2015 годах. В том случае, если государство решает повысить тарифы на величину, меньшую, чем требует методика, оно должно компенсировать перевозчику недостающую часть.
Специалисты департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» отмечают, что данная методика позволяет установить транспарентные правила тарифообразования на железнодорожном транспорте на среднесрочную перспективу, получить гарантированный источник инвестиций – чистую прибыль, обеспечивающую расширенное воспроизводство основных фондов компании, а также иметь доказательную базу потерь в доходах ОАО «РЖД» от осуществления государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и принятия бюджетных решений.