Поводом для инициативы послужили нечетко прописанные нормы нового Налогового кодекса Украины, принятого с января 2011 года, согласно которым услуги по транзитным перевозкам грузов железнодорожным транспортом подпадают под налог на добавочную стоимость в размере 17% (ранее – 0%).
Обеспокоенность железнодорожников вызывает ограничение применения нулевой ставки НДС в сфере международных перевозок такими, которые, согласно новой норме, осуществляются «по единому международному перевозочному документу». «Возникает вопрос относительно переоформления перевозок по документам СМГС-ЦИМ через сухопутные погранпереходы, а также по морскому коносаменту через порты. Это уже два документа; следовательно, вступает в силу взимание НДС в размере 17%. Налоговые службы однозначного разъяснения по данному вопросу не дают. Учитывая его неотложность, финансисты «Укрзализныци» готовят официальный запрос к уполномоченным инстанциям», – проинформировала заместитель начальника управления тарифов, начальник управления договоров Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Ольга Санина.
Как подчеркивает специалист, под удар ставится основной для «Укрзализныци» транзит российского происхождения. «Если груз оформлен по СМГС и идет из России через Украину, его дальнейшее переоформление автоматически включает норму о 17%-ном НДС, хотя строкой ранее в кодексе фигурирует освобождение от НДС международных перевозок пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, морским, речным и авиационным транспортом», – указала О. Санина.
Владимир Каткевич