В своем вступительном слове он отметил, что РЖД и предприятия железнодорожной промышленности, выпускающие инновационную продукцию, крайне заинтересованы в поставках комплектующих, сочетающих в себе конкурентные преимущества по безопасности, эффективности в эксплуатации, цены и качества, сообщает пресс-служба ОАО "РЖД".
В. Гапанович подчеркнул, что инновации в промышленности требуют системного подхода в создании стимулирующей их среды. Это могут быть налоговые стимулы и льготы; формирование и поддержание, в том числе государственным субсидированием, спроса на инновационную продукцию; повышение роли и стимулирование труда инженеров и конструкторов, а также преференции предприятиям, проводящим технологическую модернизацию производства и осуществляющим локализацию лучших зарубежных технологий.
В качестве примера таких предприятий он привел крупнейшие холдинги партнерства – ЗАО "Трансмашхолдинг", Группа Синара, которые при поддержке зарубежных партнеров – компаний "Альстом" и "Сименс" – создали новые образцы железнодорожного подвижного состава – электровозы ЭП20, 2ЭС10. На предприятии "Уральские локомотивы", СП Группы Синара и концерна "Сименс", созданном на базе Уральского завода железнодорожного машиностроения, планируется производство электропоездов "Ласточка". На заводах ЗАО "Промтрактор-Вагон", ОАО "Тверской вагоностроительный завод", ЗАО "ТСЗ "Титран-Экспресс" обновлен модельный ряд выпускаемых вагонов. Существенно модернизированы производства и на других предприятиях – членах ОПЖТ.
Участники заседания обсудили вопросы энергоэффективности и бережливого производства в транспортном машиностроении. Особое внимание было уделено качеству выпускаемой продукции и защите рынка от проникновения контрафактных изделий.
По мнению В. Гапановича, необходимо законодательно повысить ответственность производителя за ущерб от причинения вреда в случае не обеспечения безопасности продукции. В частности, внести изменение в Федеральный закон №17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", возлагающее ответственность собственников железнодорожного подвижного состава за обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Кроме того, предлагается ввести норму, при которой изготовитель подвижного состава и организация, осуществляющая ремонт, выпускающие в обращение (передающие покупателю и/или заказчику) единицу подвижного состава, подтверждают полное соответствие передаваемой единицы подвижного состава обязательным требованиям в сфере технического регулирования и несет ответственность за вред, причиненный в результате несоответствия продукции обязательным требованиям, возникший по их вине.
Также необходимо наделить органы государственного надзора правом принудительно отзывать в досудебном порядке такой опасный подвижной состав.
Для этого следует внести изменение в Федеральный закон №184-ФЗ "О техническом регулировании", которое позволит органу государственного надзора в случае возникновения угрозы безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта выдавать предписание об устранении нарушений, а в случае его невыполнения в установленный срок - приостанавливать эксплуатацию и изымать из обращения опасную продукцию. Изъятию будет подлежать продукция, идентифицированная по времени выпуска или принадлежности к однородной партии продукции, произведенной с нарушениями требований безопасности.