В первом квартале 2012 года в РЖД разработаны предложения к долгосрочной национальной программе развития скоростного и высокоскоростного движения в РФ с учетом положений основных стратегических документов развития железнодорожной отрасли.
Реализация проектов данной программы предусматривается в 2 этапа.
На первом этапе в период 2012-2020 гг. определена необходимость создания ВСМ на участках Москва – Санкт-Петербург (протяженность линии 658 км, время в пути 2 часа 30 мин.) и Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург (1145 км, 4 часа 40 мин.) общей протяженностью около 1800 км.
Планируется организация скоростного движения на существующей железнодорожной инфраструктуре с максимальной скоростью 160-200 км/час как во внутрироссийских сообщениях: Москва – Ярославль (282 км, 2 ч. 30 мин.) и Новосибирск – Омск (627 км, 5 ч. 30 мин.), так и в международных: Москва – Красное – (Минск – Варшава - Берлин) (по территории России - 487 км, 4 ч., всего – 750 км, 6 ч. 30 мин – до Минска.) и Москва – Суземка – (Киев) (по территории России - 488 км, 4 ч., всего – 856 км, 7 ч.).
Кроме того, предполагается создание скоростного направления с транзитным движением поездов по территории Украины – Москва – Харьков – Адлер (протяженность линии 1826 км, время в пути 16 ч.). При этом реализация данного проекта приведет к созданию специализированного пассажирского направления (Курский ход) и специализированного грузового направления (Воронежский ход), что в свою очередь позволит освоить объем возрастающего грузопотока в порты Азово-Черноморского бассейна. Общая протяженность скоростных линий до 2020 года может составить до 4,3 тыс. км.
По экспертным оценкам, перспективный пассажиропоток высокоскоростных магистралей на направлениях Москва – Санкт-Петербург и Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург может составить 8,6 млн человек к 2020 году с учетом дополнительного привлечения пассажиров с альтернативных видов транспорта. При этом особую актуальность проект создания сети высокоскоростных магистралей приобрел в свете проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. Железнодорожный транспорт может стать одним из основных способов доставки зрителей турнира.
На втором этапе реализации Программы в период 2021 – 2030 гг. предусматривается завершение формирования ВСМ Москва – Екатеринбург посредством строительства участка Москва – Нижний Новгород и ответвления от Казани на Самару.
Также предполагается строительство ВСМ в международных сообщениях, в связях с Украиной и Белоруссией (с возможным дальнейшим продлением в Западную Европу).
Полигон скоростного движения в этот период планируется расширить на 4 тыс. км за счет реализации проектов в Поволжье (Москва – Саратов, Самара – Саранск, Самара – Пенза, Самара – Саратов, Саратов – Волгоград), на Урале (Екатеринбург – Челябинск), в Сибири (Новосибирск – Красноярск, Барнаул, Кемерово и Новокузнецк) и на Дальнем Востоке (Хабаровск – Владивосток).
Таким образом, в результате реализации национальной программы развития скоростного и высокоскоростного движения в Российской Федерации (в период 2012-2030 гг.) общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий на сети РЖД составит около 12 тыс. км. Пассажиропоток скоростными и высокоскоростными поездами составит около 32 млн человек в год. Общий потребный объем инвестиций в инфраструктуру оценивается в 6,3 трлн рублей, в том числе в период до 2020 года – 2,5 трлн рублей, передает "Транспорт сегодня".