Как указано в преамбуле закона, инициатива направлена на повышение эффективности производственного, научно-технического и экспортного потенциала отечественного судостроения, на восстановление конкурентоспособности судостроительной продукции на внешних рынках, привлечение инвестиций и сокращение затрат, пополнение оборотных средств в отрасли.
Основными инструментами господдержки будут: предоставление госгарантий по иностранным кредитам и обязательствам перед иностранными заказчиками (по внешнеэкономическим судостроительным контрактам); удешевление кредитов путем частичной компенсации ставки коммерческих банков по полученным предприятиями кредитам; предоставление льгот по уплате налогов и сборов (в том числе, путем восстановления специальных режимов налогообложения); освобождение от НДС и таможенных платежей операций по ввозу на таможенную территорию товаров (продукции), используемой для строительства, ремонта, модернизации морских, речных судов, а также плавсредств.
Закреплен также курс государства на стимулирование повышения уровня заработных плат в отрасли, на увеличение объемов госзаказа и развитие экспортно-ориентированного производства. Предусмотрено списание предприятиям судостроения бюджетных задолженностей за счет пени, штрафных и финансовых санкций, сформированных по состоянию на 1 января 2013 г. (начало действия эксперимента).
Как указывается законодателями, на сегодня в отрасли судостроения налицо износ основных фондов, превысивший 70%. Отмечается острый дефицит оборотных средств у предприятий судостроения, отсутствие загрузки, низкий уровень заработной платы, высокий отток кадров в пользу стран-производителей судостроительной продукции ближнего и дальнего зарубежья.
Действие закона пролонгировано на период 2013-2023 гг.
Владимир Каткевич