I вариант - строительство вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути (с возможным соединением с рекой Кубань и выходом в Черное море) - ВДСК- II. Ориентировочная стоимость проекта - 60 млрд рублей.
II вариант - строительство канала "ЕвроАзия" по Кумо-Маныческой впадине. Ориентировочная стоимость проекта - 140 млрд рублей.
III вариант - строительство канала "Казак" по рекам Терек, Кума и Кубань. Ориентировочная стоимость проекта - 700 млрд рублей.
Рассмотренные варианты воднотранспортного сообщения между Каспийским и Черным (Азовским) морями требуют углубленных комплексных исследований - экологических, экономических, технических и социальных.
По предварительным оценкам специалистов, на данном этапе преимущества имеет вариант ВДСК- II. Для этого варианта необходимо особо оценить влияние сокращения расхода воды в Нижнем Дону на функционирование донских населенных пунктов, предприятий (в том числе Волгодонской АЭС и жизнедеятельности населения ЮФО, а также на экосистемы Азовского моря и Дона. Для проекта "ЕвроАзия" особое значение имеет оценка возможности водообеспечения этого канала (около 1 км3/год), а также вопросы защиты окружающей среды в районах охраняемых природных территорий федерального и международного уровня.
Информация по данным проектам будет озвучена в докладе "Эколого-экономические аспекты воднотранспортного сообщения между Каспийским и Азовским (Черным) морями" В.М. Гариным и Т.А. Шатихиной.
Конференция "Техносферная и экологическая безопасность на транспорте" проходит в Санкт-Петербурге 21-23 ноября. Открывший конференцию председатель Дорпрофсожа «Октябрьской железной дороги» член Общественной палаты Российской Федерации Владимир Белозеров отметил значение техногенной безопасности в жизни России, при этом подчеркнул важность высоких производственных и интеллектуальных технологий.
В конференции приняли участие Комиссия по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги», Филиал ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога, Учебно-методическая комиссия по направлению подготовки специалистов «Безопасность жизнедеятельности» учебно-методического объединения по образованию в области железнодорожного транспорта и транспортного строительства, Научно-техническое общество железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской железной дороге, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения, Институт повышения и переподготовки кадров ГОУ ВПО «ПГУПС».
Артем Худяков