По данным ИПЕМ, в 2013 г. общий объем перевалки грузов в портах Балтийского бассейна составил 215,8 млн т, из которых свыше 61% составили наливные грузы. Объем перевалки в порту Приморск составил 63,8 млн т, что ниже уровня прошлого года на 14,6%. Грузооборот в порту Усть-Луга вырос на 38%, до 62,7 млн т. Порт Усть-Луга и порт Приморск являются одними из крупнейших портов на Балтике.
«С момента постройки (2002 г.) порт Усть-Луга активно развивается. В марте 2010 г. введен в эксплуатацию причал №2 для отгрузки нефтепродуктов проектной мощностью 4,5 млн т. В 2011–2012 гг. введены причалы № 4 и № 5, общей проекторной мощностью 15 млн т. В настоящий момент ООО «Невская трубопроводная компания» готова переваливать до 40 млн т нефти в год. В 2013 г. объемы перевалки составили только 23,3 млн т, потенциал для роста составляет свыше 16 млн т», – отметил А. Слободяник.
Он подчеркнул, что морской порт Приморск развивается не менее активно. Например, в 2006 г. была введена в эксплуатацию третья очередь Балтийской трубопроводной системы в составе 4 резервуаров для хранения сырой нефти, причалов № 3 и № 4 с тремя стендами для перекачки нефти и др. «Эти мероприятия позволили увеличить мощности по перевалке нефти до 65 млн т в год. В 2008 г. мощности были увеличены еще на 8 млн т в год. На текущий момент пропускная способность наливных грузов составляет 108,4 млн т, а общий объем перевалки в 2013 г. был на уровне 63,8 млн т, потенциал для роста очевиден», – сказал эксперт.
«Однако необходимо отметить, что такое перераспределение грузопотоков потребует полностью изменить логистику. Это в свою очередь повлечет дополнительные затраты, – уверен А. Слободяник. – Кроме того в российских портах Балтийского бассейна стоимость перевалки выше, чем в портах Латвии. Грузоотправителям потребуется заключать дополнительные соглашения с портовиками и договариваться о взаимовыгодных условиях сотрудничества».
Однако, по мнению аналитика ИПЕМ, это может вызвать снижение транспортных затрат грузоотправителей за счет оптимизации логистики и сокращения временных потерь при прохождении сухопутной государственной границы.
Алексей Лебедев