Прежде всего, введение санкций повлекло за собой сокращение значимой доли активных и крупных игроков на потребительском рынке России, а именно, заказчиков, поставщиков, покупателей, дистрибюторов. И нынешний год значительно отличается от тех кризисных лет, с которыми мы столкнулись в период 2008-2009 гг. Реальная картина будет ясна лишь в будущем году, когда латвийские логистические компании смогут подвести итоги нынешнего рабочего года.
Причиной этому явилось прекращение зарубежного софинансированияи кредитования, что привело, в свою очередь, к прекращению закупок зарубежных товаров. Следующим немаловажным фактором является российское импортозамещение . На российском рынке появляются не новые импортеры, а местные производители, которые внедряют новое местное производство. Среди последних, также, можно выделить иностранных производителей, которые, в связи с санкционной политикой, приняли решение открывать производство на территории России, тем самым, производя товар российского происхождения. Нельзя не упомянуть и фактор валютных скачков. Импортёрам сложно прогнозировать логистику при не стабильном курсе, соответственно, уменьшились зарубежные закупки, заменив альтернативами местного производства, либо товарами производства Евразийского экономического союза. Все вышеперечисленные факторы сильно повлияли на уменьшение транзитных грузов через Латвию.
Если сравнивать период текущего года с аналогичным периодом прошлого года, то абсолютно очевиден значительный спад контейнерных перевозок из стран Азии через порты Латвии. Многие оставшиеся на рынке импортеры отдают предпочтение своим портам, нежели портам Латвии. В этом году морские контейнерные линии всё реже стали использовать повышение GRI, но и низкие фрахты не привлекают грузовладельцев. Поэтому, к сожалению, нельзя с уверенностью сказать, что показатель мультимодальных перевозок через Латвию сохранился на уровене прошлого года. Одновременно активно развивается и железнодорожное сообщение России с Китаем через Казахстан, что также конкурирует с латвийскими портами, так как через упомянутый регион обрабатывается значительная часть азиатских грузов. Несмотря на это, нельзя сказать, что не имеет место борьба за латвийский транзит. С этой целью «дочка» латвийского оператора Latvijas dzelzceļš - LDz Cargo – с 2016 год намерена снизить тарифы на грузовые перевозки по железной дороге Латвии.
Невозможно оставить без внимания и автоперевозчиков Латвии. Эта отрасль логистики одна из первых ощущает на себе даже самый малейший спад грузопоревозок, так как основной автопарк латвийских перевозчиков - это лизинговые автомобили, соответственно, простой которых, по определению не предусмотрен в этой сфере латвийского бизнеса.
Нам же, латвийским экспедиторам, логистическим компаниям и перевозчикам Латвии остаётся лишь быть терпимыми и готовыми к различным кардинальным решениям, возможно, где-то инновационными, с целью сохранения своих позиций в прибалтийском регионе. Сохранение латвийского транзита - задача не простая и решать её необходимо совместными усилиями с представителями государственной власти Латвии.
Ирина Середина,
генеральный директор MULTIMODAL SERVICES (Латвия)