Эти меры были озвучены в рамках 62-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, за 2014 год план погрузки всеми администрациями стран – участниц Совета в целом выполнен. Было перевезено более 2,027 млрд т грузов, что составляет прирост к уровню 2013-го более чем на 3%. При этом увеличение средней дальности перевозок на 79 км привело к росту грузооборота на 2,7%. Наиболее активный темп роста демонстрируют контейнерные перевозки, по итогам I квартала 2015 года их объем превысил плановый показатель на 11%.
Следует отметить, что в последнее время рост контейнерных транспортировок стал характерен. В 2014-м объем перевозок составил 29 млн т, что на 9% больше уровня 2013 года. Плюс ко всему оборот крупнотоннажного контейнера ускорился на 0,5 суток.
А в I квартале текущего года контейнерные перевозки превысили плановые показатели на 11%, при этом оборот крупнотоннажного контейнера ускорился еще на 0,3 суток.
В. Якунин связывает этот рост с расширением номенклатуры грузов, перевозимых в контейнерах.
В то же время развитие интегрированных комплексных логистических услуг, позволяющих организовать не просто перевозку от станции до станции, а доставку груза «от двери до двери» и точно в срок, по словам президента ОАО «РЖД», является непременным условием для дальнейшей перспективы роста объемов грузоперевозок.
В сфере пассажирских перевозок ситуация складывается куда менее оптимистичной. В 2014 году по сети железных дорог СНГ и стран Балтии в международном сообщении было перевезено около 28 млн пассажиров, что составляет всего 58% от объема перевозок за 2013-й. При этом сокращение числа пассажиров наблюдалось по всем странам, кроме Грузии, там оно увеличилось на 9%.
«Считаю, что мы должны предпринять дополнительные усилия по привлечению пассажиров, продолжить работу по оптимизации тарифов на перевозки пассажиров в международном сообщении с целью повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта по сравнению с авиационным», – сказал В. Якунин.
По его словам, большое значение здесь имеет оптимизация расходов, повышение энергоэффективности, совершенствование технологических процессов.
Важным вопросом с точки зрения и грузовых, и пассажирских перевозок является координация работы железнодорожных администраций. На прошлом заседании Совета вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов отмечал, что слабо скоординированные действия администраций несут угрозу сжатия рынка. Выход из сложившейся ситуации возможен путем принятия солидарных мер, направленных на достижение баланса интересов всех участников перевозочного процесса. Тема слаженной работы была затронута и в этот раз. По словам начальника Белорусской железной дороги Владимира Морозова, на современном этапе приоритетными направлениями развития магистрали являются: совершенствование действующих и внедрение новых технологий перевозок грузов и пассажиров, модернизация железнодорожной инфраструктуры, развитие транспортно-логистического бизнеса, приобретение современного подвижного состава.
Заместитель премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Калинин отмечает, что сохранение и укрепление общего транспортного пространства, выработка единых подходов к модернизации железнодорожной инфраструктуры, а также внедрение современных логистических систем открывают дополнительные возможности для усиления конкурентных позиций. А это, в свою очередь, невозможно без слаженной работы координирующих органов, формирующих стратегию дальнейшего развития.
Александра Можаровская