Власти Узбекистана последовали казахскому примеру. В январе Казахстан запретил въезд чужих зерновозов, что привело к жалобе в ЕЭК на антиконкурентное поведение местных железных дорог.
С начала февраля в Узбекистане введен запрет на въезд в страну крытых вагонов, вагонов-термосов и вагонов-ледников, за исключением тех вагонов, которые приписаны к железнодорожной администрации Узбекистана. Участников железнодорожного сообщества и дирекцию Совета по железнодорожному транспорту СНГ (ЦСЖТ) власти узбекских железных дорог уведомили телеграммой от 28 января. Запрет введен на неопределенный срок — до отмены. В прошлом году в это же время Узбекистан вводил конвенционный запрет на прием и передачу порожних крытых вагонов, вагонов-зерновозов и железнодорожных платформ, следующих из Узбекистана в Казахстан, за исключением приписанных к «Казахстан темир жолы» (КТЖ).
С начала года это уже не первый конвенционный запрет, введенный участниками СНГ. Так, с 5 по 15 января текущего года, в Казахстане был введен запрет на прием и передачу порожних зерновозов всех железнодорожных администраций, кроме казахстанских. Тогда запрет оспорили операторы зернового рынка, указывая на то, что, мотивируя запрет отсутствием заявок на погрузку зерна, тем не менее КТЖ берет дорогостоящую вагонную помощь у Латвии и Белоруссии. В частности, один из участников рынка, «Технотранс», обратился в ЕЭК с заявлением о наличии признаков нарушения КТЖ общих правил конкуренции ЕЭК, выразившихся во введении конвенционного запрета.
Отметим, что железнодорожные администрации стран имеют право вводить конвенционный запрет, далее их обращение удовлетворяет ЦСЖТ, не анализируя причин его введения.
«Любые запреты создают неудобства для причастных операторов, вызывая дополнительные расходы на передислокацию подвижного состава, которые, в конечном итоге, ложатся на грузовладельцев», - говорит начальник управления корпоративных коммуникаций ПГК Дмитрий Бауков. По его предположению, это временная мера, вызванная необходимостью решить конкретные эксплуатационные задачи «Железных дорог Узбекистана».
Представители других стран СНГ предполагают, что обычно «государство вводит конвенционные запреты при наличии определенных внутренних проблем. Например, недостаточной пропускной способности станций, при избытке или дефиците подвижного состава, сбоев в системе транспортной организации и т.д.», - говорят представители одно из железнодорожных операторов Казахстана.
Пока что все опрошенные операторы и грузовладельцы утверждают что на их бизнесе данные меры никак не отразятся, так как не отправляют данный тип вагонов в эту страну. «Организация не отгружает продукцию и сырье в перечисленном подвижном составе клиентам, расположенным в Узбекистане. Поэтому на логистических схемах компании данный запрет никак не отразится», - сообщили в компании «Северсталь».
Мария Шевченко