Что касается Финляндии, то до обострения отношений удельный вес РФ составлял около 15% от всего финского внешнеторгового оборота. Следует отметить, что и Финляндия традиционно входила в число ведущих экономических партнеров нашей страны. Доля Суоми в товарообороте РФ обычно составляла 2–3%.
Россия и сейчас остается одним из лидеров среди торговых партнеров Финляндии. В общей сложности на российском рынке оперирует около 600 финских компаний. Однако после введения режима санкций ситуация стала меняться. С одной стороны, европейский бизнес стремится не потерять российский рынок. С другой – несмотря на долгую историю взаимоотношений итоги прошлого года не радуют. По данным эксперта по международному бизнесу Финско-Российской торговой палаты (ФРТП) Анне Алхо, за 2014 год импорт из РФ в Финляндию упал на 18%, а экспорт – на 14%.
«Самая большая группа товаров, которую поставляет Россия в Финляндию, – это нефть (64,6% от всего объема импорта). Однако по итогам 2014-го ввоз данной продукции снизился на 22%», – комментирует А. Алхо. Наибольшее падение перевозок из Финляндии в РФ коснулось нефтепереработки (-35%) и продуктов питания (-25%). При этом на 39% вырос ввоз транспортных средств. В январе – феврале 2015 года экспорт из Финляндии в Россию упал на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, а импорт из России – на 28%.
ФРТП регулярно проводит опрос среди членов палаты. Согласно исследованию, проведенному осенью 2014 года, респонденты были настроены пессимистично. Они прогнозировали, что объем торговли между Россией и Финляндией будет сокращаться. Однако весной 2015-го эксперты ФРТП выяснили, что сейчас в торговле с РФ финны ориентируются на рост. «Опрос финских компаний показал, что больше всего европейский бизнес сегодня беспокоит нестабильность экономической ситуации в России. Хотя ранее на первом месте среди трудностей стояли сложности таможенного оформления», – комментирует А. Алхо.
Геополитические проблемы спровоцировали изменение грузопотоков и уход с российского рынка ряда европейских компаний. Но некоторые подстроились под новые обстоятельства. Например, компания Valio достаточно успешно переформатировала и отчасти даже расширила свое производство в России. Другой пример – Skaala. Эта компания открыла в марте собственный завод в Санкт-Петербурге по производству деревянных энергосберегающих окон.
Уже давно присматривается к российским портам паромный оператор Viking Line. Как отмечает вице-президент Viking Line Кай Таколандер, компания ждет, когда решится вопрос с инфраструктурой в портах Балтийского бассейна.
Пожалуй, больше всего в нынешней ситуации пострадал турбизнес. Падение туристического потока из России в Финляндию составило 15%, а на новогодние праздники – 30% по сравнению с предыдущим годом.
Однако в сфере грузовых перевозок намечаются новые варианты взаимодействия. Так, генеральный директор АО «Шенкер» Айвар Тауриньш считает, что сегодня идет активное развитие транзитного потенциала России для перевозки промышленной продукции из Китая, Ирана и других развивающихся рынков в Европу. Сейчас, по мнению А. Тауриньша, повышение эффективности перевозок становится главной задачей транспортников. «Российские экспортеры увеличивают поставки продукции, тогда как новые транспортные мощности не появились», – поясняет руководитель регионального представительства Stena Line в России, СНГ и Прибалтике Оскар Осис.
Если программа импортозамещения требует значительного времени и денег, то инновации в логистике внедряются быстро – и для этого необходимо гораздо меньше инвестиций. Они основаны на использовании уже готовых альтернативных решений и не нуждаются ни в привлечении инвесторов, ни в проведении научных исследований. Должно быть лишь стремление посмотреть на транспорт с точки зрения эффективности, а не привычки.
Приходится признать, что взаимные санкции и ухудшение экономики изменили объем и структуру перевозок грузов между Россией и странами ЕС. Однако участники международной торговли не теряют надежды. Они уверены, что ситуация изменится, а пока адаптируют свои производства и логистические цепочки к новым обстоятельствам. В ближайшие годы основной поток российского импорта будет по-прежнему идти через Финляндию, но со временем, как прогнозируют эксперты, наземные грузопотоки переместятся в страны Балтии.
Татьяна Симонова
Подробный материал читайте в печатной версии: Россия – Финляндия: искусство адаптации // РЖД-Партнер. 2015. № 10.