Заострили внимание и на теме обеспечения безопасности перевалки угля. В частности, в Японии на это выделяются существенные средства. Старший научный сотрудник комании «Идэмицу Косан Ко.» Сёдзи Кумита сообщил, что для создания всей необходимой системы обеспечения охраны окружающей среды на терминале, включая все инфраструктурные объекты, систему мониторинга за пылением угля, было потрачено порядка 10 млрд иен. С. Кумита также добавил, что грузооборот терминала составляет 2 млн т угля в год.
При этом он отметил, что какого-то специального законодательства, контролирующего строительство портов, в стране нет. Однако при возведении угольных терминалов все подготовительные работы и все вопросы, связанные с защитой окружающей среды, обсуждаются в профильных министерствах, а также с представителями местного населения. И пока согласование достигнуто не будет, строительство не начнется.
В России экологии при перевалке угля также уделяют особое внимание. По оценкам АО «СУЭК», суммарные инвестиции стивидоров за 2017–2018 гг. в природоохранную деятельность составляют 4,2 млрд руб. Заместитель генерального директора – директор по логистике компании Денис Илатовский отметил, что в декабре стивидоры должны предоставить отчет о проделанных мероприятиях перед Министерством природных ресурсов и экологии России и Министерством транспорта.
По оценкам АО «СУЭК», суммарные инвестиции стивидоров за 2017–2018 гг. составляют 4,2 млрд руб. «Согласно открытым источникам, Мурманский порт за этот период потратил 1,8 млрд руб.», – сообщил спикер.
Всего экологическая программа в портах (не считая стивидоров, которые занимаются углем) составит примерно 10 млрд руб. за предстоящие 5 лет.
По завершении круглого стола состоялось вручение премии компаниям, осуществляющим серьезный вклад в развитие экологии. Так, в этом году специальными премиями журнала РЖД-Партнер были награждены: Научно-исследовательский институт Номура, ООО «ЛокоТех», АО «СУЭК», ООО «УПК», фонд «Чистые моря» и Дирекция тяги ОАО «РЖД».
К слову, представитель РЖД как раз и открывал вторую сессию, посвященную экологии подвижного состава. По словам начальника службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Дирекции тяги ОАО «РЖД» Сергея Саврико, одним из направлений работы дирекции является разработка и покупка газотурбовозов и газопоршневых локомотивов. С 2015 года в компании была утверждена программа внедрения тягового подвижного состава, работающего на СПГ. И на полигоне СвЖД сейчас проходят испытания двух локомотивов. В перспективе на 2019 год планируется закупить еще два локомотива с газотурбинным двигателем. Дальнейшее пополнение парка планируется осуществлять в период 2021–2025 гг. Плюс ко всему с 2025 года на СВЖД может быть увеличен и полигон эксплуатации до 1230 км. По предварительным оценкам, в перспективе потребность в газотурбовозах составляет 57 ед. «Мы понимаем, что расход топлива и объем выбросов вредных веществ у газотурбовозов примерно в 5 раз меньше, чем у тепловозов. Поэтому наша цель заключается в том, чтобы до конца 2020 года сократить выбросы в атмосферу в объеме от 7 до 15% по отношению в 2015 году», – пояснил он.
Свои подходы есть и в сфере уменьшения воздействия от дизель-генераторных установок, используемых для энергоснабжения термического оборудования транспортных средств. По словам президента Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Михаила Синева, существует несколько технологий, позволяющих обеспечить сохранность окружающей среды. В частности, речь идет об использовании энергии локомотива для энергоснабжения термического оборудования во время движения поезда. Особенно этот подход эффективен при использовании электрической тяги.
Как отдельный пункт он выделил вопросы улучшения теплоизоляционных свойств транспортных средств – это снижение тепловых потерь от конвекции, увеличение средней толщины термоизоляции и использование материалов с низкой теплопроводностью.
Остановился он и на нормативном вопросе: дело в том, что у российских вагонов не регламентирован коэффициент теплоотдачи (К). Россия примкнула к соглашению в 1976 году, ратифицировала его в 2000-м, но до сегодняшнего дня институт освидетельствования вагонов по техническим параметрам на железнодорожном транспорте не введен. Поэтому для основной массы изотермических вагонов и контейнеров сегодня коэффициент теплопередачи официально не установлен, в результате непонятно, как данный подвижной состав держит тепло или холод и, в зависимости от этого, на какие расстояния он может ехать. М. Синев предложил, что для вагонов целесообразен коэффициент 0,20–0,25 Вт/(м2·К), для контейнеров 0,25–0,30 Вт/(м2·К).
Разумеется, вопросы, связанные с экологией, не проходят мимо пассажирского сектора. В частности, представлен проект SkyWay, который реализуется сегодня в Белоруссии. По словам начальника службы новостей группы компаний SkyWay Михаила Кириченко, суть нового транспортного средства заключается в том, что пассажиры перевозятся по струнным рельсам, образующим легкие и прочные транспортные эстакады на скорости до 500 км/ч. «Сферой применения такого транспорта является перевозка пассажиров внутри города на скоростях от 150 км/ч, междугородние перевозки на скоростях до 500 км/ч, подвозка пассажиров до станций метро, ж/д вокзалов, портов и аэропортов – мало того, новый вид транспорта предполагает также и организацию перевозок всех типов грузов», – пояснил он. Применяемые в SkyWay инновационные технические решения позволяют существенно снизить энергетические затраты и таким образом свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.
Еще одной транспортной системой является магнитолевитационный транспорт. По словам доктора экономических наук, профессора ПГУПС, председателя совета кластера «Российский маглев» Анатолия Зайцева, бесконтактное перемещение транспортного средства в магнитном поле гарантирует полное отсутствие вредных выбросов в виде металлической или резиновой пыли. Помимо того, у магнитолевитационного транспорта отсутствует контактная сеть, а это гарантирует полное отсутствие бронзовой и углеродной пыли, широкополосного электромагнитного излучения, характерного для всех видов поездов на электрической тяге.
Участники мероприятия согласились с тем, что вопросы экологии сегодня становятся особенно важными, и проведение таких конференций позволяет заострить внимание на этом вопросе и переходить к конкретным действиям.