В конкурсе студенческих работ журнала «РЖД-Партнер» 2017 в лучшем смысле этого слова отличились студенты ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», занявшие почти весь пьедестал почета. Третье место досталось студентке 5 курса Юлии Полициной, написавшей работу на тему «Стимулирование организации маршрутных перевозок». Вторую позицию также разделили сибиряки: пятикурсница СГУПС Анна Арбузова с работой на тему «Применение современных ГИС-технологий при развитии железнодорожных станций» и студент 1 курса магистратуры Денис Видяйкин с исследованием «Моделирование показателей работы железнодорожного транспорта РФ». Но первое место все же досталось москвичу – пятикурснику РОАТ МИИТ Василию Иванову, чью работу на тему «Анализ влияния профицита на динамику ставок аренды полувагонов» все эксперты признали победившей.
По правилам конкурса оценка студенческих работ производится на условиях анонимности. «В целом все исследования – и те, что попали в призовую тройку, и те, что не попали, можно оценить как актуальные и интересные, – считает член конкурсного жюри, к. э. н. Фарид Хусаинов. – Из прошедших в финал мне больше всего понравились три, которым я и поставил максимальный балл». По мнению эксперта, похвалы заслуживает исследование на тему «Прейскурант № 10-01. Проблемы и решения», и его автор продемонстрировал глубокое понимание проблем тарифообразования на железнодорожном транспорте и высказал мнение о возможности их разрешения в новой версии прейскуранта. «А вот работу «Анализ влияния профицита на динамику ставок аренды полувагонов» писал мой дипломник, поэтому хвалить ее мне как преподавателю не совсем правильно, – признается Ф. Хусаинов. – Однако, на мой взгляд, первое место получено справедливо и заслуженно: попытка оценить количественными методами влияние профицита и дефицита на рынке полувагонов на уровень ставок аренды привела автора к выводу о том, что в различные периоды степень этой зависимости различается». Например, в 2013 году она была менее заметной, а в 2015–2016 гг. и I квартале 2017-го ярко выраженной: для этого периода изменение ставок на 70% определялось динамикой профицита полувагонов. Третья работа, отмеченная экспертом, связана с темой моделирования показателей работы железнодорожного транспорта РФ и содержит, по его мнению, квалифицированный и интересный экономико-статистический анализ основных показателей работы РЖД. «Я бы отметил не только актуальность исследования, но и то, что автор продемонстрировал как прекрасное владение статистическими данными, так и знание конъюнктуры рынков основной продукции, перевозимой железнодорожным транспортом», – считает Ф. Хусаинов.
Напомним, что традиции конкурса складывались благодаря постоянной коммерческой и экспертной поддержке со стороны АО «ПГК». В 2017 году, как и ранее, экспертный совет компании, состоящий из ее руководителей, выбрал одну лучшую публикацию среди всех представленных на конкурс, и этот выбор полностью совпал с мнением независимого жюри. Поэтому выпускнику МИИТ Василию Иванову досталась не только денежная премия, но и специальный приз от спонсора – Apple iPhone 7.
Слово студентам
«В нашей стране транспортный фактор определяет эффективность работы промышленных предприятий, что напрямую связано с жизнеспособностью отечественного рынка, который, в свою очередь, подразумевает обмен товарами и услугами, невозможный без транспорта, – отмечает Ю. Полицина. – Следовательно, перевозки являются важнейшей составной частью рыночной экономики». По словам конкурсантки, оптимальное использование железнодорожной инфраструктуры, особенно станционной, сейчас наиболее актуально. «Этому способствует повышение транзитности перевозок за счет сокращения числа переработок вагонов и времени занятия инфраструктуры подвижным составом, поэтому я и выбрала тему организации перевозок грузов маршрутами», – признается студентка.
Д. Видяйкину нравится математическое прогнозирование. «Я подумал, что можно разработать свой подход к прогнозированию погрузки и грузооборота ОАО «РЖД», а в дальнейшем выявлять различную реакцию финансовых результатов работы холдинга на изменение этих показателей», – рассказывает он. – После того как показатели были спрогнозированы, мне показалось интересным проверить такой подход, поэтому я отправил работу на конкурс, где ее прочли и оценили лучшие эксперты железнодорожной отрасли, что и стало основной мотивацией».
А. Арбузова учится на факультете «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте» СГУПС, профильная для нее кафедра называется «Железнодорожные станции и узлы». Студентка занимается научной работой, и ее результатом стала конкурсная работа на тему «Применение современных ГИС-технологий при развитии железнодорожных станций». По мнению Анны, автоматизация разработки предпроектных решений и технико-экономическое обоснование развития железнодорожных станций на сегодняшний день актуальны для транспортной отрасли. «Цель работы состояла в разработке определенных методов применения открытых спутниковых геоинформационных ресурсов для принятия предпроектных решений с помощью стандартных систем автоматизированного проектирования», – уточняет конкурсантка.
По словам победителя конкурса В. Иванова, проблема тарифного регулирования в сфере грузовых железнодорожных перевозок обострилась в последние несколько лет. «Мне было интересно разобраться и проанализировать, какие факторы оказывают влияние на тарификацию услуг по предоставлению подвижного состава, понять процесс взаимодействия между грузоотправителями и операторами подвижного состава», – отмечает студент, совмещающий обучение с работой в крупной операторской компании. – В итоге в процессе анализа выявилась интересная зависимость между динамикой ставок аренды полувагона и величиной профицита парка, о которой и рассказано в работе».
Конкурс – это возможности!
Что дает конкурс его участникам? Лучше всего на этот вопрос могут ответить они сами. По словам Ю. Полициной, конкурс помогает получить ответ на вопрос, в правильном ли направлении движется конкурсант. «Если твоя работа признана интересной, то стоит идти вперед, – говорит она. – В обратном случае надо делать работу над ошибками». По ее мнению, победители конкурса также получают ценную возможность присутствовать на крупном отраслевом форуме, что крайне важно для начинающего специалиста.
А. Арбузова уверена, что это соревнование дает студентам шанс быть услышанными в профессиональной среде, особенно если работа побеждает и затем публикуется в одном из ведущих железнодорожных печатных изданий. «Участвовать в конкурсе предложил мой научный руководитель, заведующий кафедрой «Железнодорожные станции и узлы» Сергей Владимирович Карасев, подбодривший меня тем, что для студентов СГУПС это стало доброй традицией, – рассказывает студентка. – Я решила, что приму участие, и, как оказалось, решение было принято не зря!»
Действительно, зачастую преподаватели помогают студентам решиться на передачу исследований экспертному жюри. «Во время написания дипломной работы я активно пользовался материалами сайта «РЖД-Партнер» и видел новость о проведении конкурса, – отмечает В. Иванов. – Но на мое окончательное решение принять участие в нем оказал влияние научный руководитель, отметивший, что работа получилась достойной для такого соревнования».
Итак, студенческий конкурс «РЖД-Партнер» продолжает развиваться. Издание – организатор мероприятия по-прежнему гордится поддержкой со стороны крупнейшей операторской компании страны, а студенты и аспиранты различных высших учебных заведений страны открывают для себя новые возможности. Но самое главное, что дивиденды получает и транспортная отрасль в целом, потому что рост интереса молодых специалистов к ней означает, что и транспорт тоже будет развиваться.