В настоящее время действующие тарифы на железнодорожные перевозки экспортных грузов в морские порты России приравнены к внутрироссийским, которые в 2-2,5 раза меньше экспортных железнодорожных тарифов. По оценке АМТП, за 10 месяцев, в течение которых действует настоящее положение, рост грузооборота российских и иностранных портов Балтийского и Черноморского бассейнов составил 6,3 млн. тонн и 4,4 млн. тонн соответственно. Объем перевалки российскими портами экспортных грузов в 2001 году вырос на 5% (3,9 млн. тонн), в том числе металлов и углей - на 10%, руды - на 15% и зерна # на 93%. Объем экспортных грузов, прошедший в 2001 году через российские порты, вырос на 25% (3,5 млн. тонн), в основном, за счет роста объемов перевалки сахара-сырца (на 10%) и контейнерных грузов (96%). Импорт руды снизился на 11%,зерна - на 22%. За январь-апрель 2002 года порты-члены АМТП перегрузили 30 млн. тонн сухих грузов (112% к уровню первых 4 месяцев 2001г.). Начальник отдела организации взаимодействия с портами ЦФТО МПС России Анатолий Легай считает, что выравнивание экспортных и внутрироссийских тарифов не подорвет экономику российских портов. "Переориентация грузоотправителей на порты Прибалтики и Украины, несомненно, произойдет, но она не выйдет за пределы 10%," - заявил он. По мнению председателя рабочего комитета по экономике и социальным вопросам АМТП Серика Жусупова, при форсировании второго этапа унификации тарифов услугами конкурентов российских портов воспользуется до 35% грузоотправителей. "Значительная часть грузовладельцев уже перешла с железнодорожного на речной транспорт, что вскоре существенно изменит ситуацию в морских портах Новороссийска и Санкт-Петербурга", - сообщил он АБН. - "Потери бюджета при уходе грузов в Прибалтику составляют 90 руб./тонна". "Железнодорожный тариф - фактически единственный механизм влияния на развитие портов," - сказал зам. генерального директора ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" Александр Михайлов. - "Выравнивание тарифов существенно меняет инвестиционный климат в отрасли". В настоящее время, по признанию самих представителей АМТП, сроки погрузки на борт и выхода грузов с территории морских портов России и Прибалтики составляют 5 суток и 5 часов соответственно, более 7 тыс. вагонов в настоящее время ожидают разгрузки в российских портах. В то же время, услуги стивидорных компаний в портах Эстонии и Латвии не облагаются налогами, что является частью государственной политики прибалтийских стран по предоставлению собственным портам конкурентных преимуществ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.