К. Никода также отметил, что химическое производства, производство резиновых и пластмассовых изделий растут опережающими темпами как по сравнению с ВВП, так и по сравнению с отраслями добычи. "Будущее и уже настоящее – за отраслями обрабатывающей промышленности, в том числе нефтехимической. СУГ будет востребован и в качестве некоего нефтехимического сырья", – считает он.
Дальнейший потенциал роста, по его оценке, в глубине переработки, в развитии продукции нефтехимии, в том числе по таким фундаментальным параметрам, как потребление на душу населения.
Говоря о текущих транспортных маршрутах, эксперт отмечает рост динамики отппавок в Усть-Луге. Если в прошлом году было отправлено на экспорт 2,2 млн т СУГ, в I полугодии прирост составил 20–25%, что в итоге году может дать 2,6–2,8 млн т. Объемы перевалки через Азово-Черноморский бассейн составляют 800 тыс. т.
Что касается железнодорожных перевозок, в этом году К. Никода спрогнозировал рост объемов погрузки в рамках 3–4%.
Эксперт также рассказал о парке цистерн для перевозки СУГ. По его словам, рынок выглядит сбалансированным: он включает 38 тыс. цистерн, средний возраст которых при эксплуатационном нормативе в 40 лет составляет около 15.
"Сейчас больше списывают старых цистерн и стараются не обновлять и не закупать новые. Но при открытии какого-либо направления на Востоке ситуация, скорее всего, кардинально изменится. Потенциально это может подхлестнуть спрос как на перевозку, так и на закупки подвижного состава", – комментирует он.
К. Никода также добавил, что несмотря на то, что рынок выглядит сбалансированным, главный риск, который может привести к повышенной индексации со следующего или с 2020 года, – это существенный рост цен на комплектующие.
Перевозка СУГ в танк-контейнерах конкурентноспобна, отмечает К. Никода, но они более востребованы в химической промышленности, в том числе по причине не совсем подходящей для этого инфраструктуры. Поэтому перевозки СУГ в цистернах сохранят, по его оценке, главенствующее положение.