По его словам, за прошедшие годы сформировалась новая экспортная отрасль – экспорт энергетического угля, которая является драйвером экономики, драйвером роста железнодорожных перевозок. В результате может быть изменен уровень тарифной нагрузки путем поэтапного сокращения перекрестного субсидирования по классам грузов, начиная с перевозок энергетического угля на экспорт.
С. Мальцев считает, что если определить величину субсидирования со стороны ОАО «РЖД» только экспортеров энергетического угля как разницу между тарифами 2 класса, являющимися экономически обоснованными, и тарифами 1 класса, то величина трансфертов за 2017 год в пользу угольных предприятий составила 171,7 млрд руб. По 2018 году данная величина равняется 178,1 млрд. Некоторое уменьшение прогнозируется в текущем году за счет установления повышающего коэффициента к тарифам на перевозку экспортных грузов (за исключением нефтяных грузов и алюминия) на уровне 1,08 до 2025 года. Но все равно величина изъятий у ОАО «РЖД» финансовых ресурсов только по этим перевозкам в 2019 году может составить 169,9 млрд руб. Если сейчас сократить данное перекрестное субсидирование только на половину, то с учетом коэффициента Долг/EBITDA 2,5–3 это резерв на расшивку ограниченной пропускной способности в 212–254 млрд руб. в год.
«Накопившиеся деформации тарифной системы необходимо прямо сейчас, в 2019 году, решать путем внесения изменений/коэффициентов в действующий Прейскурант № 10-01, – считает С. Мальцев. – Это не должно носить точечный характер, необходима системная работа: должна быть принята Программа по поэтапному сокращению перекрестного субсидирования по классам грузов на период до 2025 года. Мы за долгосрочные тарифы, но предварительно необходимо ликвидировать деформации».