«АвтоВАЗ»: рост котировок на фоне убыточной деятельности
Как бы то ни было, в автомобилестроительном секторе тоже иногда происходят движения, вполне достаточные для того, чтобы активный инвестор мог заработать. К примеру, обыкновенные акции «АвтоВАЗа», несмотря на убыточную деятельность производителя, выросли с июня более чем на 20%, в том числе на 5,5% с начала сентября. В частности, еще 8 июля бумаги компании торговались на ММВБ за 7,21 руб. к моменту закрытия, а 15 сентября добрались уже до отметки в 8,90 руб.
«Этому росту в основном способствовало озвученное намерение основных владельцев завода – госкорпорации «Ростех» и альянса «Renault-Nissan» – частью списать, а большей частью обменять на акции нового выпуска накопленные долги предприятия и тем улучшить его финансовое положение, – отмечает заместитель генерального директора АО «Финам» Ярослав Кабаков. – Всего же с начала года акции «АвтоВАЗа» подешевели на 5,5%».
«Соллерс»: ухудшение результатов при спаде рынка
Между тем рыночная капитализация «Соллерса», по наблюдениям финансовых аналитиков, снизилась с начала сентября на 5% (хотя с января, напротив, выросла более чем на 15%). Так, если августовские торги закрылись на отметке в 487 руб. за акцию, то на текущей неделе котировки падали уже до уровня 455 руб.Вообще же в целом группа генерирует положительные результаты. Но и они при спаде рынка ухудшаются. В 2015 году выручка «Соллерса» по МСФО снизилась на 20%. При этом производитель УАЗов умудрился получить чистую прибыль в размере 3,113 млрд руб. против чистого убытка в 3,736 млрд руб. в 2014-м. Что касается первых шести месяцев текущего года, то выручка группы по МСФО составила 13,4 млрд руб. против 15,7 млрд руб. за аналогичный период 2015-го (минус 14,65%). Операционная прибыль «Соллерса» выросла на 6% – до 1,3 млрд руб., тогда как чистая прибыль снизилась с 938 млн руб. в первом полугодии минувшего года до 34 млн руб. в отчетном периоде.
«КамАЗ»: получение госсубсидий во избежание валового убытка
Котировки акций «КамАЗа» с начала сентября, равно как и с начала 2016 года, подросли незначительно – в пределах 1,5-3%. И здесь следует отметить, что упомянутые бумаги уже полтора года колеблются в узком коридоре от 34 до 38 руб. Пока они из него не вырвутся на позитивной или негативной волне, о переломе тенденции говорить преждевременно.«Сдерживает котировки акций «КамАЗа» тот факт, что основное производство компании, несмотря на доминирование на российском рынке грузовиков и даже некоторый рост продаж, остается убыточным, – напоминает Я. Кабаков. – Судя по отчетности за полугодие, предприятие могло получить валовый убыток в размере 5 млрд руб., если бы не 6 млрд руб. государственных субсидий, направленных на поддержку высокотехнологичного производства и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. За шесть месяцев «КамАЗ» получил чистую прибыль в размере 27 млн руб., что почти в шесть раз меньше, чем за такой же период 2015 года. Эти почти нейтральные результаты никак не способствуют движению котировок».
Разница между ликвидными и неликвидными бумагами – в амплитуде колебаний
Подводя итоги обзора, скажем, что акции машиностроительных компаний в целом и автопроизводителей в частности, по заверению аналитиков, являются в принципе не самым удачным сектором для портфельных инвестиций. Он наиболее уязвим в условиях экономического спада, т.к. сильно зависит от платежеспособного спроса, а падение национальной валюты не компенсирует падения продаж переоценкой валютной выручки ввиду низкого экспортного потенциала отрасли.«В период подъема экономики машиностроение также не демонстрирует высоких темпов роста, – добавляет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Отрасль остро нуждается в инвестициях для регулярной модернизации производства и смены модельного ряда продукции, чтобы выживать в технологической гонке с конкурентами. Как правило, у отраслевых компаний низкая, а зачастую и отрицательная рентабельность. Они нередко сводят концы с концами за счет государственных субсидий и дотаций».
Наконец, напомним, что на Московской бирже котируются акции девяти российских компаний, связанных с автомобилестроением. Но только у трех из них – «АвтоВАЗа», «Соллерса» и «КамАЗа» – бумаги достаточно ликвидны, чтобы имело смысл включать их в инвестиционные портфели. У остальных же шести компаний – ГАЗа, ЗИЛа, «Заволжского моторного завода», «Павловского автобуса», «Нефтекамского автозавода» и «Туймазинского завода автобетоновозов» – на бирже происходит в среднем по 10-50 сделок с акциями в сутки. А их дневной оборот составляет от 50 тыс. до 500 тыс. руб., да и то не ежедневно.
«В целом бумаги этих компаний следуют тем же трендам, что и более ликвидные предприятия отрасли, только с большей амплитудой колебаний вследствие малого количества. Не является исключением даже ЗИЛ, хотя он уже фактически никакой не автозавод, а земельный участок под застройку», – подытоживает Я. Кабаков.