+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.11.2018 17:44:00
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Армения и Иран не отказались от строительства железной дороги

Вопрос строительства железной дороги Иран- Армения все еще находится в повестке дня двусторонних отношений. Об этом заявил замминистра иностранных дел Карен Назарян 6-го ноября в ходе слушаний в парламентских комиссиях, сообщает ArmInfo.
По словам замминистра, проект строительства ж/д Иран-Армения находится в сфере обсуждения специалистов, поскольку только они могут дать оценку резонности реализации программы, стоимостью порядка 2 млрд долларов США. "В этом вопросе нам остается уповать на мнение наших специалистов", - сказал Карен Назарян. С учетом вышесказанного, как указал представитель МИД, на данном этапе сложно прогнозировать, будет ли и когда построена эта железная дорога. Карен Назарян коснулся также вопроса поставок иранского газа в Армению в контексте последних антииранских санкций США. Как указал замминистра, с 2008 года Армения осуществляет поставки иранского газа в рамках программы "Газ в обмен на электроэнргию". Программа уже успела зарекомендовать себя с весьма положительной стороны, чем воодушевлены и европейские партнеры, которые, не исключено, в свете последних санкционных угроз, попытаются перенять армянский опыт. "Будучи маленькой страной, мы умеем экспортировать наш опыт",- подчеркнул Назарян. Ранее, 4 сентября АрмИнфо сообщало, что компания "Расиа ФЗЭ", которая обязалась привлечь инвестиции в проект строительства железной дороги Армения-Иран, требует от правительства Армении компенсации в размере $160 млн. Как заявил министр транспорта, связи и информационных технологий РА Ашот Акопян, зарегистрированная в Дубае компания обратилась с иском в международный арбитраж, о чем проинформировала официальный Ереван. Ашот Акопян затруднился назвать причины обращения, отметив лишь, что копия иска, составленная на английском языке, направлена в правительство и находится в стадии изучения. Тем не менее, по словам министра, позиции Армении достаточно сильны. "Мы уверены в нашей правоте", - подчеркнул Акопян, добавив, что армянская сторона изучает возможность привлечения крупной международной адвокатской компании для защиты своих интересов. Он отметил, что компания, согласно подписанному в 2013 году Меморандуму, обязалась в четыре этапа привлечь инвесторов в программу строительства железной дороги Иран-Армения, однако, кроме разработки технико-экономического обоснования проекта, ничего больше не сделала. Напомним, что ранее бывший министр транспорта, связи и информационных технологий Ваан Мартиросян заявлял, что Армения грозит пересмотреть соглашение с единственной компанией, которая обязалась привлечь инвестиции в проект строительства железной дороги Армения- Иран. Экс-министр отмечал, что в соответствии с соглашением с частной зарубежной компанией, она должна привлечь инвестора для строительства железной дороги. "Я два раза встречался с директором компании, предложил ускорить процесс, в обратном случае Армения готова пересмотреть пункты договора", - заявлял Мартиросян. Он указал, что речь идет о компании "Расиа ФЗЭ" и ее директоре Жозефе Борковски. Последняя встреча с ним, как отмечал экс-министр, состоялась в июле прошлого года. То, что проект железной дороги Иран-Армения, признанный, согласно Минтрансу Армении, экономически обоснованным, приказал долго жить, стало ясно уже в начале прошлого года, когда постановлением правительства от 12 января 2017 года было ликвидировано ЗАО "Дирекция строительства железной дороги" при Министерстве транспорта, связи и информационных технологий Армении. Тогда министерство попыталось успокоить представителей СМИ, отметив, что это никоим образом не повлияет на реализацию программы. Примечательно, что проект, о старте которого анонсировалось еще в 2012 году, на сегодня окончательно не сформирован. Обсуждаются маршруты соединения с действующей железной дорогой через побережье Севана (станция "Севан"), другой - через Араратскую долину (станция "Ерасх"). При этом, сроки окупаемости проекта оцениваются в 22 года. Еще в мае 2012 года армянская и иранская стороны подписали концессионное соглашение, по которому были проведены обсуждения технико-экономического обоснования и основных задач проектирования, строительства и финансирования данного проекта. Благодаря сотрудничеству между Арменией и инвестиционной компанией "Расиа ФЗЭ" было разработано техническое обоснование реализуемости проекта "Южная железная дорога". На основе изученных фактов предлагалось осуществить строительство железной дороги в течение шести лет. Стоимость проекта была оценена в $3,5 млрд. Планируется, что общая длина дороги на территории Армении составит 305 км. Она будет иметь 86 мостов, общей протяженностью 19,6 км и 60 тоннелей общей протяженностью в 102 км. Строительство согласно представленной программе, завершится в 2022 году. Предполагается, что объем грузоперевозок по железной дороге маршрутом от станции Гагарин (Гегаркуникская область) до Агарака (Сюникская область) составит 25 млн. тонн в год. Эта дорога, которая на 44 км короче запланированного ранее участка Гавар- Агарак, будет подключена к существующей железнодорожной сети. О запуске проектов "Южная железная дорога Армении" и "Южная скоростная дорога Армении" (Иран- Армения) было объявлено в январе 2013 года. Тогда же был подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по региональному сотрудничеству, направленному на развитие Южной железной дороги Армении, между ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога", Министерством транспорта и связи Армении и компанией "Расиа ФЗЭ", зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах. После этого, ничего более предметного по поводу "Расиа ФЗЭ" и переговорах с ней не было заявлено. Между тем, как считают экономические аналитики АрмИнфо, экономическая неэффективность строительства данной дороги обосновывается тремя основными важнейшими факторами. Это, в первую очередь, тупиковость железной дороги Армении и невозможность ее прямого выхода на "российские просторы", во-вторых - даже при гипотетическом возможном разблокировании в будущем абхазского участка железной дороги, наличие к тому времени ныне строящегося ирано-армянского участка автомагистрали Север-Юг, сделает железную дорогу Иран-Армения, в связи с незначительной ее протяженностью, малоэффективной. К этой изначально низкой эффективности прибавляется и третий, пожалуй, наиважнейший фактор: реализуемый РЖД проект железной дороги Астара - Решт - Казвин. Это транспортный коридор, который соединил действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Проект осуществлен в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг", целью которого является интеграция транспортно-информационных магистралей России, Азербайджана, Ирана, Индии и Омана. По мнению аналитиков, проект железной дороги Иран-Армения исключительно политически мотивированный и именно поэтому в течение последних 5 лет его практически не удалось сдвинуть с мертвой точки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions