+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.02.2020 16:52:53
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Грузооборот портов стран Балтии: транзит на исходе

Главным событием в транспортной отрасли Латвии в канун Нового года стали санкции США в адрес экс управляющего Вентспилсским потом Айварса Лембергса. Итоги показателей портов стран Балтии сенсацией не стали. Литовская Клайпеда в четвертый раз лидировала в регионе, на Латвийском направлении становится все меньше российского транзита. В Эстонии снижается тоннаж нефтепродуктов и заметен прирост пассажиропотока.
Приостановление деятельности Вентспилсского порта в начале декабря мгновенно стало главным событием года в транспортной отрасли стран Балтии. Пока действовали санкции в адрес порта и его управляющего (с 9 по 18 декабря), контроль над предприятием перешел под государственную опеку. До сих пор в отрасли много вопросов, потому как нет понимания дальнейшей стратегии развития Вентспилсского и Рижского портов. Нет никакой информации со стороны нового правительства и министра сообщений Латвии.

Транзит российских грузов в Латвии пока еще составляет 70–80% от всего объема, перевозимого железной дорогой и затем переваливаемого в портах. В ушедшем году отток нефтепродуктов и угля стал бесповоротно заметен, и в 2020-м предположительно достигнет пиковых показаний в падении.

О планах России по переориентации грузов в адрес своих портов говорят уже более 10 лет. Первый звонок в Риге прозвучал в 2014 году, когда был зафиксирован скачок вниз в части приема и перевалки экспортных нефтепродуктов через порты Латвии. С 24,7 млн т в 2015-м – до 18,7 млн т в 2016-м, далее – с 16,1 млн т в 2017-м до 14,15 млн т в 2018-м. И вот новый латвийский рубеж – 13,7 млн т в 2019 году.

Поставки угля тоже сокращаются, имея скачкообразную динамику: 19 млн т в 2015-м, 16,7 млн т в 2016-м, 17,5 млн т в 2017-м, 20,8 млн т в 2018-м и 16,8 млн т в 2019 году.

На сокращение и/или вывод российских грузов из Латвии оказывает влияние совокупность причин. Помимо стратегических планов по развитию портов Северо-Запада РФ, неблагоприятны для местного транзита и рыночные факторы, и сезонность грузов, и конкуренция с литовскими коллегами за белорусские нефтегрузы. Не последнюю роль играет и политическая риторика.

Недавно министр сообщений Латвии Талис Линкайтс заявил: «Я вижу тенденцию по снижению грузооборота с Россией. Это связано с отдельными видами грузов. Уголь падает в цене на мировых биржах. Нет интереса его продавать. Есть общая тенденция, которая началась в начале нулевых, по снижению грузов из России, поскольку она отстраивает свои порты, это для нас не новость». По его словам, кризис не стал неожиданностью, но к снижению объема перевозки и перевалки грузов можно было подготовиться лучше.

Основные векторы

Лидером региона в четвертый раз начиная с 2016 года стал Клайпедский порт с 46,22 млн т грузов (-0,8%). Объемы сформированы в основном насыпными и генеральными грузами. Большую часть составляют литовские и белорусские минеральные удобрения, сельскохозяйственная продукция этих стран, накатные грузы и грузы в контейнерах. Перевалка нефтеналивных немного снижается, на их долю приходится 22% от всего объема, а тоннаж по году в среднем колеблется в размере 10–11 млн т и сохраняется неизменным с 2015-го.

На втором месте по традиции Рижский порт с 32,76 млн т грузов (-10,1%). Латвийская гавань отдала первенство Клайпеде в 2015 году, начав терять российские нефтеналивные экспортные потоки, уголь и минеральные удобрения. В прошлом году в столице в поле минусовой динамики попали все грузы за исключением древесной щепы и минеральных удобрений.

Обороты грузообразующих угля и нефтепродуктов рекордно просели, главным образом в свете политики России по загрузке своих мощностей. Несмотря на снижение тоннажа, грузы в сторону Латвии есть и в перспективе будут, но настроение среди стивидоров минорное. Неясности в системе управления после санкций в сторону Вентспилса и заодно Риги, ожидание политических решений уверенности в будущем не прибавляют.

Третья строчка у опального Вентспилсского порта – здесь обработали 20,45 млн т грузов (+0,6%).

За год стало больше насыпных, в частности угля, зерна и минеральных удобрений. Сокращение – в наливном и генеральном секторах.

Рига отдала уголь Вентспилсу

Всего в портах Латвии в 2019 году обработано 62,4 млн т грузов (-5,7% к уровню 2018 г.). В ситуации, когда в регионе меняются грузопотоки и резко уменьшается объем транзита, такой результат оценивается положительно. Через три порта страны в прошлом году прошел 41% от общего объема грузов стран Балтии в 147 млн т.

В Рижском порту перевалили половину от общего латвийского тоннажа – 32,76 млн т грузов (-10,1% к уровню 2018 г.). Основные тенденции – в уменьшении нефтепродуктов, угля и росте зерновых, щепы.

На минусовой итог повлиял, по словам главы Рижского порта Ансиса Зелтиньша, перевод двух угольных терминалов на другую сторону реки, на остров Криевусала. Пока стивидоры Strek и RCT запускали новые мощности (с мая по сентябрь), вынужденный транш угля в 4 млн т перенаправили из столицы в Вентспилс.

За потерей тоннажа стоит главная новость порта: наконец в полную силу заработали два универсальных насыпных терминала с четырьмя причалами на Криевусале. Это самый большой проект за всю историю Рижского порта стоимостью €140 млн, примерно половину из которых составило софинансирование еврофондов. Теперь центр города освобожден от операций с углем.

Больше всего в Риге традиционно обработали насыпных грузов – 20,84 млн т (-12%). Генеральных грузов прошло 8,09 млн т (-6,1%), наливных – 3,83 млн т (-7,1%). Наибольший удельный вес в структуре перевалки занял уголь – 31,6%, его перевалено 10,35 млн т, что на 27,2% меньше, чем годом ранее.

Значительное место в номенклатуре грузов Риги занимают контейнеры (15% от общего объема) с обработкой в прошлом году 467 тыс. TEU (-0,5%). Это второй результат в регионе после Клайпеды, у которой 703,935 тыс. TEU (-6,2%).

В Рижском порту отмечают прирост зерновых и продуктов из них. Около половины – это продукция латвийского происхождения, остальное – транзит из России и Литвы. В течение года росли объемы древесины (+20,4%, до 1,13 млн т): тут и древесная щепа, и гранулы, и лесоматериалы. В этом сегменте существенно увеличился оборот древесных гранул (+43%).

Вентспилс случайно вышел в плюс

На фоне санкций в декабре 2019 года грузооборот Вентспилса рухнул на 36,8% по сравнению с декабрем 2018-го, до 986 тыс. т.

В Вентспилсском порту, или, согласно новому законодательству, Ventas osta в течение года было обработано 33% от общего объема грузов латвийских портов – 20,45 млн т (+0,6%). На долю насыпных пришлось 38% всех грузов гавани, наливных – 49,7% и генеральных – 12%.

Из Вентспилса около 65% грузов отправляется в Европу, 20% – в Африку, 9% – в Азию и 6% – в Америку.

Главный груз – сырая нефть и нефтепродукты – исторически формируют большую часть портфеля отправок. Однако в последние годы увеличивается удельный вес грузов ро-ро, генеральных и насыпных грузов.

Половину тоннажа 2019-го традиционно составляли российско-белорусские нефтепродукты (-2,6%, до 9,51 млн т), которые доставляются по железной дороге и российско-латвийскому нефтепродуктопроводу LatRosTrans Вентспилс – Полоцк.

И Ventas osta – единственный, кому в Латвии удалось отработать в плюсовом поле, правда, за счет перенаправленного из Риги российского экспортного угля. Всего через два терминала компаний VTO и Baltic Coal Terminal перевалили за год 5,48 млн т ископаемых (+5,8%).

В отчетном периоде на долю насыпных пришлось 7,79 млн т (+8,7%), наливных – 10,17 млн т (-3%), генеральных – 2,4 млн т (-6,6%). Наибольший прирост наблюдался в сегменте зерновых и продуктов из зерна (+31,2%, до 543,9 тыс. т). Увеличились объемы минеральных удобрений (+23,3%, до 476,4 тыс. т).

Независимая от транзита Клайпеда

В 2019 году Клайпедский порт перевалил 46,2 млн т грузов, что на 0,8% меньше рекордного 2018-го, когда обработали 46,5 млн т. Порт является лидером региона четвертый год подряд с ежегодным приростом в 3 млн т. Клайпеда всегда в наименьшей степени зависела от российского транзита в отличие от своих соседей. Основные ее потоки – это местные и белорусские минеральные удобрения, нефтепродукты с домашнего НПЗ Orlen Lietuva, контейнеры.

В администрации подчеркивают, что в прошлом году ожидали более весомых потерь. На минусовую динамику (перевалено на 357 тыс. т меньше к уровню позапрошлого года) повлияло завершение контрактов с Белоруссией на поставку нефтепродуктов по железной дороге в литовский порт во второй половине 2019-го. В управлении предполагают, что в текущем году общий тоннаж порта может сократиться на 1,5 млн т.

В отчетном периоде в Клайпеде больше всего обработано насыпных грузов – 20,52 млн т (+3,4%), генеральные на второй строчке – 15,32 млн т (-6,6%), наливные на третьей – 10,37 млн т (+0,5%).

Из 20,52 млн т насыпных чуть более половины составили химические удобрения – 12,26 млн т (-4,9%), сельскохозяйственной продукции было 4,47 млн т (+59,7%), руды – 1,75 млн т (+3,9%).

В сегменте наливных нефтепродукты составили 7,25 млн т (-9,9%), жидкие химические удобрения – 1,15 млн т (+6,4%).

В прошлом году обработка грузов в контейнерах немного сократилась – 8,15 млн т (-4,8%), накатные, наоборот, выросли до 5,49 млн т (+4,6%), а перевалка контейнеров немного упала – 703,935 тыс. TEU (-6,2%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions