Данная тенденция обуславливается следующими факторами: отсутствие конкурентоспособной портовой инфраструктуры для развития контейнерных перевозок зерна в связи с растущими потребностями стран-партнеров, отсутствие возможности перевозки грузов через указанные порты крупнотоннажными крупногабаритными морскими судами и отсутствие системы и практики формирования единых конкурентоспособных альтернативным маршрутам тарифов на перевозки через Каспий.
Перспектива увеличения грузопотоков возможна путем поставок в Исламскую Республику Иран российской сельхозпродукции, коксующегося угля. Также ожидается рост контейнеропотока за счет развития транспортного коридора Россия – Иран – Индия транзитом через Каспийское море, конкурентным преимуществом которого будут служить короткие сроки доставки. Вместе с тем специализированная контейнерная портовая инфраструктура в российских морских портах в Каспийском бассейне сегодня практически отсутствует, отмечает М. Шеожев.
Утвержденная правительством РФ стратегия предусматривает модернизацию имеющейся и строительство новой портовой железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, комплексное развитие всего региона через увеличение грузопотока, в том числе усиление торгового сотрудничества со странами Персидского залива, Восточной Африки и Индии для развития судостроительных мощностей, формирования турпотока.
«Главная задача стратегии – интеграция российских портов на Каспии в главные транспортные узлы и коридоры международной торговли, образующие единый транспортный узел Каспийского бассейна, использование отечественной промышленной продукции, в том числе в рамках приоритетного для России коридора Север – Юг для выхода на рынки Ирана, Индии стран Персидского залива и Северной Африки в рамках встраивания в морской сегмент китайского проекта «Один пояс – один путь», – сказал М. Шеожев.
Проект плана внесен в правительство РФ и находится на рассмотрении. «Мы считаем, что он отразит конкретные мероприятия и проекты, ключевым из которых будет являться создание на основе ГЧП нового морского глубоководного порта-терминала с возможностью приема большегрузных судов, а также складских помещений, железнодорожных и автомобильных подходов к портам, в том числе со строительством мультимодального сухого порта», – подытожил М. Шеожев.
Строительство нового морского порта на Каспии было анонсировано президентом РФ в рамках V Каспийского саммита в Казахстане в августе 2018 года.