По словам посла Литвы, в этом вопросе главную роль играет экономический элемент. А бизнес выбирает самые выгодные условия. Транзит продукции – это большая цепочка, отметил дипломат, а порт и железная дорога – это только ее небольшая часть. И если в каком-то звене предлагается скидка в 50%, то она может незначительно отразиться на конечной сумме, считает А. Пулокас. Он высказал уверенность, что инфраструктура, которую может предоставить Литва, – самая лучшая на Балтийском побережье.
«Постоянно слышу, что Клайпедский порт на Балтийском побережье – это как «Мерседес» в автоиндустрии. Все хотят ехать на «Мерседесе». На «Калине» тоже можно, но условия хуже», – добавил А. Пулокас. Тем не менее, если Россия развернет транзит белорусских нефтепродуктов в Западную Европу через российские порты, прописав такие условия в договоре о поставке нефти, Литва не боится экономических потерь. «Сейчас у нас практически не осталось российского транзитного груза. И ничего. В XXI веке транспортная инфраструктура работает по-другому. Есть не только чистый транзит, который мы часто понимаем очень примитивно: взял большой груз и переправил. Ставить только на чистый транзит – это хорошо, но рядом есть и другие сферы деятельности, которые связаны с портовым бизнесом», – резюмировал посол.
Как сообщалось, российский президент Владимир Путин заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию. «Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать – получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», – заявил В. Путин 16 августа.
Реагируя на сообщение главы Российских железных дорог Олега Белозёрова о том, что белорусские НПЗ отказываются от услуг РЖД в пользу прибалтийской инфраструктуры, В. Путин заявил: российские порты должны обеспечить конкурентоспособные условия, чтобы принять на себя грузовые потоки, которые сейчас идут через зарубежные гавани. «Это не какие-то политические решения. Мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать – именно в России, а не где-то в другом месте. Но, разумеется, условия здесь должны быть не хуже, чем в сопредельных государствах», – добавил президент РФ.
В конце октября 2016 года РЖД ввели скидку в 25% на транспортировку белорусских нефтепродуктов в северо-западные порты России. Скидка распространялась на перевозки бензина, дизельного топлива и мазута в цистернах со станций Барбаров (около Мозырского НПЗ) и Новополоцк (около НПЗ «Нафтан») Белорусской железной дороги в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги северо-западных областей России.
В начале марта текущего года российская сторона увеличила скидку с 25 до 50%. Это решение действует до конца 2018 года. Скидка призвана стимулировать перевод нефтяных грузов из прибалтийских в российские порты.