+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.05.2017 12:00:46
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь-апрель 2017 г.)

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов РФ в январе-апреле текущего года увеличился на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 250,3 млн т. В том числе объем перевалки сухогрузов составил 110,9 млн т (+10%), а наливных – до 139,4 млн т (+11,6%). Контейнерооборот портов России в январе-апреле 2017 года составил 1,4 млн TEU, что на 12% превышает аналогичный показатель 2016 года. Но это общие показатели, а что же происходит на местах?
Северо-Запад удерживает лидерство

Российские порты Балтийского бассейна удерживают лидерство, как по перевалке сухих и наливных грузов, так и по контейнерообороту. За 4 месяца текущего года через гавани прошло 31,7 млн т (+13%) сухогрузов, а наливных грузов - 51,1 млн т (+4,3%), а контейнерооборот увеличился на 7,2% до 719 тыс. TEU. Что касается игроков Северо-Запада, то лидирующие позиции занимают стивидоры порта Усть-Луга. На их долю приходится 40% всего грузооборота Балтийского бассейна. За указанный период в этой гавани было перевалено 33 млн т, рост составил 9,5% по отношению к аналогичному периоду 2016 года. На втором месте порт Приморск с долей 27%, который с начала года переработал 22,2 млн т (+4%). Тройку лидеров замыкает Большой порт Санкт-Петербург – 20%. Объем перевалки за январь-апрель составил 16,8 млн т (+6,5%). Если говорить об отдельных компаниях, то сначала года наибольшую динамику продемонстрировали ООО «КОНТУР СПб» (рот практически в 3 раза), АО «Балт Нафта» (98,1%), ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (+87,5%) и ОАО «Лесной терминал «Фактор» (51,7%).

Большой порт Санкт-Петербург переработал за 4 месяца 2017 года 87% контейнерооборота Балтийского бассейна и 43% контейнерооборота портов России. За январь-апрель 2017 года он переработал на 6,4% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, контейнерооборот гавани составил 623,6 тыс. TEU. Это в 2,5 раза больше, чем перевалено в портах Новороссийск и Владивосток, которые занимают втрое и третье место по данному показателю. В южной гавани с начала года было переработано 247 тыс. TEU , что на 9,3% выше, чем за аналогичный период 2016 года, а в дальневосточной – 233,8 тыс. TEU, который увеличил показатели на 32,1%.

Порт Калининград демонстрирует самую высокую динамику контейнерооборота среди российских гаваней Балтики. За 4 месяца 2017 года рост составил 19,8% до 70,1 тыс. TEU. Положительной динамики удалось добиться за счет роста показателей ООО «Балтийская стивидорная компания», которая переработала за указанный период 43 тыс. TEU, увеличив показатель на 51,7%.

По словам экспертов, порт Калининград ждут большие перспективы не только потому, что через область проходят Транс-Европейские коридоры, но и потому, что это единственный незамерзающий российский порт на Балтике. К тому же морской терминал группы компаний «Содружество-Соя» спроектирован для приема судов типа Panamax, а развитие паромного и контейнерного терминалов компанией ООО «БСК» предусматривает рост пропускная способность, согласно проектной документации, до 300 тыс. TEU. Однако пока доля обрабатываемых здесь контейнерных грузов не превышает 10% от контейнооборота всех российских портов Балтийского бассейна.

Дальний Восток притягивает грузы

В морских портах Дальневосточного бассейна за первые 4 месяца 2017 года грузооборот увеличился до 63,1 млн т, что на 8% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Доля сухогрузов не только больше, чем наливных (60% против 40%), но и с каждым месяцем увеличивается в основном за счет перевалки угля, леса, металлов и грузов в контейнерах. По итогам января-апреля пропорция составила 37,5 млн т (рост по отношению к аналогичному периоду 2016 г. составил 12,1%) против 25,6 млн т (рост 2,6%). Это и не удивительно, если только за 4 прошедших месяца ряд таких стивидоров, как ОАО «Далькомхолод», ЗАО «Дальзавод-Терминал», ООО «Восточный лесной порт», ООО «Терминал-Совгавань», ООО «Угольный Морской Порт Шахтерск» – показали прибавку более, чем в два раза. И это не предел, например, ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) планирует в текущем году увеличить поставки угля с Солнцевского месторождения на Сахалине через порт Шахтерск с прошлогодних 3,1 млн до 4,5 млн т. А например, морской терминал ОАО «Далькомхолод» из специализированного, ориентированного исключительно на перевалку мороженой рыбопродукции, добываемой в российских территориальных водах, и транспортировку ее на внутренний рынок, превратился в универсальный.

Лидером по объему и темпам роста грузооборота среди портов Дальнего Востока является Восточный – до 23,3 млн т (+9,3%). На втором месте – Ванино – до 9,8 млн т (+1,2%). Далее идут Находка – до 8,2 млн т (+7,8%), Пригородное – до 6,1 млн т (+11,8%), Владивосток – до 5,3 млн т (+17,8%). Объем перевалки снизился в таких гаванях, как Де-Кастри – до 4,0 млн т (-2,1%) и Посьет – до 2,7 млн т (-1,1%). Стивидоры этого региона демонстрируют и самые высокие темпы роста контейнерооборота – 25,5% до 425 тыс. TEU. При этом увеличиваются показатели как экспорта (рост составил 31% по отношению к аналогичному периоду 2016 года), так и импорта (+41,8%). Что касается транзита, то он снизился на 14%,а каботаж продолжил увеличиваться – на 14,7% по итогам четырех месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным показателем года ранее. В этом году было перевалено 23,3 тыс. TEU рефрижераторных контейнеров, из них на экспорт – 2,6 тыс. TEU, а импортный поток составил – 6,7 тыс. TEU, большая часть пришлась на каботаж – 14 тыс. TEU.

Наибольшую положительную динамику демонстрируют 3 гавани: порт Владивосток – на 32,1% до 233,8 тыс. TEU, порт Восточный – на 20,5% до 110,9 тыс. TEU и порт Корсаков – на 21% до 38,6 тыс. TEU.

В целом порты Дальневосточного бассейна перерабатывают 29% от всего контейнерооборота российских портов. На первом месте – гавани Балтийского бассейна, на их долю приходится 50%, а на третьей позиции – порты Азово-Черноморского бассейна – 17%.

Горячие перевозки

Уже долгое время лидерство среди российских портов по объему перевалки грузов удерживает Новороссийск, расположенный в Азово-Черноморском бассейне. За 4 месяца 2017 года через гавань прошло 48 млн т грузов. Для сравнения это в два раза больше, чем в Арктическом и Каспийском бассейне вместе взятых. При этом стивидоры порта продолжают наращивать положительную динамику. Из 6 игроков, только 2 компании продемонстрировали отрицательные результаты в январе-апреле 2017-го: АО «НЛЭ» (-16,4%) и АО «НСРЗ» (-24,9%). Наибольший рост перевалки показали АО «Зерновой терминал «КСК» (+20,3%) и АО «КТК-Р» (17,6%).

На втором месте по объему перерабатываемых грузов – порт Усть-Луга. На него по итогам 4 месяцев приходится 40% всего грузооборота Балтийского бассейна или 33 млн т (рост в сравнении с аналогичным показателем 2016-го составил 9,5%).

Третье место занимает порт Восточный, расположенный на Дальнем Востоке, с результатами 23,3 млн т (+9,3%). Однако, надо отметить, что ему на пятки наступает порт Приморск – 22,2 млн т (+4%).

Другая южная гавань Тамань демонстрирует наиболее высокие темпы роста среди портов региона. За 4 месяца 2017 года объем перевалки здесь увеличился на 27,2%. Рост перевалки сухогрузов составил 48,4%, а наливных – 22,4%. Последние составляют сегодня 78% всех перерабатываемых в гавани грузов. Однако в целом по объему проходящих через него грузов порт значительно отстает от других южных гаваней – 5,2 млн т. Пока в

порте работает лишь три стивидора: ООО «Морской терминал «Тамань» (0,4 млн т перевалено за январь-апрель 2017-го), ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань» (1,1 млн т) и ЗАО «Таманьнефтегаз» (3,7 млн т). Однако порт ждут большие перспективы. Напомним, в начале мая текущего года эксперты подведомственного Минстрою России ФАУ «Главгосэкспертиза России» одобрили проект первого этапа строительства терминала навалочных грузов в морском порту Тамани. Пропускная способность будущего терминала, предназначенного для перевалки экспортных грузопотоков, составит 35 млн т в год. Таманский терминал навалочных грузов предназначен для перевалки экспортных грузопотоков навалочных грузов: каменного угля различных марок, полезных руд, гранулированной серы и минеральных удобрений. Пропускная способность терминала составит 20 млн т угля, 5 млн т полезных руд, 5 млн т гранулированной серы и 5 млн т минеральных удобрений в год. В целом же грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна с начала года составил 80,7 млн т, что на 8,5% выше аналогичного периода прошлого года. Перевалка сухогрузов увеличилась до 32,5 млн т (+8,6%), а наливных – до 48,2 млн т (+8,5%). Контейнерооборот вырос на 8,9%, до 251 тыс. TEU. В данном сегменте можно выделить порт Азов, который, несмотря на пока еще небольшие объемы, демонстрирует наибольший рост контейнерооборта среди портов РФ. За 4 месяца 2017 года стивидоры этой гавани переработали на 35,4% больше грузов, чем за аналогичный период 2016 года. Однако по объемам порт Азов уступает не только порту Новороссийск, лидеру среди Южных гаваней, но и другим коллегам, его доля составляет 1%. Так, если терминалы Азова обработали 2,4 тыс. TEU, то Новороссийска – 247 тыс. TEU, через него проходит 98% грузов в контейнерах, идущих через южные порты.

С переменным успехом

В аутсайдерах по результатам 4 месяцев 2017 года порты Каспийского бассейна. Если говорить о ситуации в отдельных бассейнах, то грузооборот портов Каспия продолжает снижаться. По итогам работы с начала 2017 года – в два раза. Однако появилась надежда на улучшение показателей за счет роста обработки контейнерных грузов. За 4 месяца 2017-го стивидоры Каспийского бассейна нарастили контейнерооборот на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В частности порт Астрахань в январе-апреле 2017 года переработал 0,8 тыс. TEU. При этом результаты всех портов Каспийского бассейна по итогам 4-х месяцев текущего года составляют 0,84 тыс. TEU (+12,5%). Хотя еще в прошлом году порты Каспия демонстрировали отрицательную динамику. http://www.rzd-partner.ru/logistics/news/snizhenie-konteinerooborota-kaspiiskogo-basseina-rf-v-ianva... Тем более это удивительно, так как всего с начала года было перегружено 1,1 млн т грузов, что на 48,4% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. Наибольшее сокращение произошло по категории наливных грузов – через порты прошло всего 0,3 млн т (-70,5%).

Однако еще большее увеличение стивидоры Каспия показали в январе, тогда рост составил – 31,4%, а уже в январе-феврале – лишь 7,4%, по итогам I квартала 2017 года – 16%. На положительную динамику повлияли ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», который увеличил переработку контейнеров на 34,8% и ПАО «Астраханский порт» – на 69,3%.

Напомним, ранее генеральный директор ПАО «Астраханский порт» Ким Мамиконян заявлял, что в 2017 году предприятие намерено увеличить перевалку грузов до 1 млн т (рост на 42,7% к 2016 году). «Мы планируем увеличить обороты до 1 млн тонн, если рынок в Иране не упадет. Мы рассчитываем на импорт и экспорт. Мы сейчас работаем в направлении развития отношений с Индией, Ираном. Стараемся, чтобы все наши поставщики были довольны работой порта», - пояснил он.

Пока же мощности предприятия задействованы на 80%. А за I квартал текущего года предприятие получило чистый убыток в 2,4 млн руб. против прибыли в 25 млн руб. в I квартале 2016 года, говорится в отчете компании.

Ледяные перевозки

Операторы морских терминалов Арктики нарастили перевалку за 4 месяца 2017 г. на 65% до 22, 5 млн т. Арктическая зона развивается за счет добычи и перевалки наливных грузов. Их объем вырос до 14,5 млн т (в 2,6 раза), в отличие от сухогрузов – 8,3 млн т (+1,7%). Столь значительный рост перевалки нефти обусловлен наращиванием грузооборота ООО «Газпромнефть-Ямал» (порт Сабетта) и началом работы рейдового перегрузочного комплекса ООО «Кольский нефтяной терминал» (порт Мурманск). Объем перевалки сухогрузов снизилась в основном за счет руды, в то же время увеличилась перевалка угля и минеральных удобрений. Среди главных ледяных гаваней можно выделить порт Мурманск, который за первые 4 месяца 2017 года прибавил 82% и его грузооборот составил до 16,4 млн т, а также порт Варандей – до 2,9 млн т (+15,6%). Начинающий порт Сабетта за исследуемый период перевалил уже 1,6 млн т грузов, что в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Несмотря на сравнительно небольшой объем переработки грузов – 326,8 тыс. т, порт Кандалакша демонстрирует практически трехкратные темпы роста в сравнении с январем-апрелем 2016-го. Остальные гавани по итогам работы в первые 4 месяца текущего года снизили свои показатели: порт Архангельск – на 34,6%, порт Онега – на 26%, порт Дудинка – на 1,3%. Что касается контейнерооборота, то порт Мурманск стал единственной гаванью Арктики, которая показала положительный результат. С начала года порт Мурманск увеличил перевалку контейнеров на 3,4% до 16,7 тыс. TEU. Стивидоры порта обрабатывают 35% всех грузов, проходящих через воды Арктики. Однако в целом стивидоры Арктического бассейна сработали в минус, снизив свои показатели на 0,8%. В результате за указанный период было обработано 47,8 тыс. TEU грузов в контейнерах. При этом объем импорта и экспорта – катастрофически мал: 0,006% и 0,4% соответственно. В то же время объем каботажа продолжает увеличиваться. По итогам 4 месяцев текущего года объем каботажных грузов в контейнерах составил 47,3 тыс. TEU, что на 2,6% выше аналогичного показателя прошлого года.

Отметим, что темпы падения контейнерооборта портов Арктического бассейна с начала года значительно сократились. Так, если в январе этот показатель составлял 16,7%, в январе-феврале – 15,5%, а в январе-марте уже – 8,4%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions