+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.03.2017 10:53:51
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь-февраль 2017 г.)

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, в январе-феврале 2017 года грузооборот морских портов России увеличился на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 114,8 млн т. Отметим, что за два первых месяца 2016 года динамика была не столь жизнеутверждающей. Но стоит ли надеяться, что с таким началом по итогам года объем перевалки грузов будет значительно выше, чем годом ранее?
Сырьевые грузы правят бал

Объем перевалки сухогрузов вырос до 49,2 млн т, увеличившись на 7,6% к аналогичному периоду прошлого года. Положительной динамики удалось достичь за счет перевалки угля – 20,9 млн т (+15,2%), грузов в контейнерах – 6,9 млн т (+9,0%), зерна – 4,5 млн т (+1,2%), черных металлов – 4,5 млн т (+2,5%), минеральных удобрений – 2,7 млн т (+7,2%), рефрижераторные грузы – 0,5 млн т (+13,2%). Объем перевалки наливных грузов увеличился до 65,6 млн т (+8,7%), в том числе за счет обработки сырой нефти – до 38,4 млн т (+8,0%), нефтепродуктов – до 24 млн т (+8,3%) и сжиженного газа – до 2,5 млн т (+27,1%). Что касается внешнеторговых грузов, то экспорт составил 90,5 (+5,3%), импорт – 5,2 млн т (+15,7%), транзит – 8,5 млн т (+4,5%), каботаж – 10,6 млн т (+41,6%). По словам экспертов, тенденции грузооборота довольно очевидны – рост перевалки экспортных массовых грузов, преимущественно сырьевых. Положительную динамику демонстрируют порты всех бассейнов, кроме Каспийского: гавани Балтийского бассейна увеличили грузооборот на 9,2%, до 40,14 млн т, Дальневосточного – на 7,8%, до 28,93 млн т, Азово-Черноморского – на 3,6%, до 36,36 млн т. Самые впечатляющие темпы рост демонстрируют стивидоры Арктики – за отчетный период грузооборот вырос на 41,8%, до 8,85 млн т. В то же время грузопоток, обрабатываемый в морских портах Каспийского бассейна, упал на 53,4% - до 0,54 млн т.

Так, по итогам января-февраля 2017-го по грузообороту лидируют порты Балтийского бассейна. За первые два месяца текущего года объем перевалки здесь составил 40,1 млн т, что на 9,2% выше аналогичного показателя прошлого года. Положительной динамики удалось достичь за счет перевалки сухогрузов. Стивидоры Балтийского бассейна переработали 14,7 млн т, что на 15,6% больше, чем в январе-феврале 2016 года. Объем обработанных в портах наливных грузов также увеличился за два месяца 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 5,9% и составил 25,4 млн т. На Северо-Западе наибольшую динамику показывают порты Усть-Луга до 15,7 млн т (+9,1%), Приморск до 10,9 млн т (+5,5%), Большой порт Санкт-Петербург до 8 млн т (+7,0%), Высоцк до 3,2 млн т (+42,1%). Таким образом, спустя год конкуренции порты Балтийского бассейна с начала 2017 года перевали больше грузов, чем гавани Азово-Черноморского бассейна. Доля последних в общем грузообороте морских российских портов составила 32%, а Северо-Западных – 35%. На порты Дальнего Востока по итогам двух месяцев пришлось 25%. В январе-феврале 2017 года нарастили объем перевалки до 28,9 млн т, что на 7,8% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Из них сухогрузов – до 16,3 млн т (+8,7%), наливных грузов – до 12,6 млн т (+6,5%).

Дальневосточный федеральный округ, как отмечают специалисты АО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» (ДНИИМФ), основную роль сыграли рост добычи углеводородов на Сахалине и увеличение отгрузки наливных грузов через Приморский и Хабаровский края. Лидер роста (по грузообороту в тоннах) – уголь, его перевалка увеличилась практически на всех терминалах как специализированных, так и общего назначения. Увеличивают объемы отгрузки и имеют масштабные инвестиционные планы по расширению специализированных мощностей АО «Восточный порт» и терминал

СУЭК в Ванино. Наибольшую положительную динамику демонстрируют порты Восточный – до 10,6 млн т (+6%), Пригородное – до 3,2 млн т (+29,9%) и Владивосток – до 2,4 млн т (+21,9%). Последние шесть лет в морских портах Дальнего Востока уверенно растет грузооборот. Но третий год подряд положительная динамика сохраняется исключительно за счет перевалки сырья. Согласно стратегии развития инфраструктуры портов РФ к 2030 году суммарный объем мощностей в Дальневосточном бассейне должен увеличиться – с 200 до 400 млн т. Пока же в целом же на дальневосточные гавани приходится четверть грузооборота портов РФ.

Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 8,9 млн т грузов, что на 41,8% больше грузооборота аналогичного периода 2016 года. Напомним, что по итогам прошлого года гавани Арктики показали наибольшую положительную динамику, нарастив грузооборот на 40,6% по сравнению с уровнем 2015-го до 49,7 млн т грузов.

В январе-феврале 2017-го стивидоры Арктики увеличили перевалку наливных грузов в 2,1 раза до 5,1 млн т. Однако объем сухогрузов, обработанных в портах Арктического бассейна, уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 3,7 млн т (-0,9%). Наибольшую положительную динамику демонстрируют порт Мурманск, который увеличил перевалку в 1,5 раза, до 6 млн т, и Варандей – на 16%, до 1,4 млн т. Обе гавани как раз специализируются на переработке нефтеналивных грузов. Напомним, что такой прирост в Мурманске оказался возможен благодаря вводу в эксплуатацию в 2016 году рейдового перевалочного комплекса «Норд» на базе плавучего нефтехранилища «Умба». Через этот танкер-накопитель можно переваливать около 12 млн т нефти в год, а сырье поступает с двух месторождений «Газпром нефти»: Новопортовского на Ямале и Приразломного на шельфе Печерского моря. А показатели Варандей растут за счет увеличения добычи на расположенных поблизости месторождении имени Требса и месторождении имени Титова. Кроме того, наращиванию грузопотока в данном регионе будет способствовать новая российская программа развития Арктики, которая вынесена на рассмотрение правительства и рассчитана на период до 2025 года. Основная идея новой программы – создание так называемых опорных зон, по одной в каждом из восьми арктических субъектов. Задачи опорных зон Минэкономики видит в развитии транспортного потенциала Северного морского пути и содействии вывозу руды и другого сырья. Якорными проектами опорных зон преимущественно станут минерально-сырьевые центры – почти две трети проектов в Арктической зоне замышляется осуществить именно в этой сфере. Новая программа придет на смену прежней Программе социально-экономического развития Арктической зоны, принятой в 2014 году на период до2020 года.

Контейнерный переполох

Контейнерооборот портов России по итогам января-февраля 2017 года составил 668,27 тыс. TEU, что превышает аналогичный показатель 2016 года на 8,6.

Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 292,05 тыс. TEU, что на 10,1% выше января-февраля 2016 года (перевалка груженых выросла на 12,2%, а порожних – сократилась на 16,4%). На экспорт перевалено на 8,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года – 279,37 тыс. TEU (груженых контейнеров перевалено на 12,8% больше). Каботаж вырос на 6,5% до 90,73 тыс. TEU. Транзит сократился на 14,8% до 6,13 тыс. TEU.

Рефрижераторных контейнеров (груженых) по итогам января-февраля 2017 года перевалено 58,64 тыс. TEU. В том числе, импортная перевалка составила 50,04 тыс. TEU, каботажная – 4,9 тыс. TEU, экспортная – 3,69 тыс. TEU.

Если рассматривать динамику перевозок по бассейнам, то следует отметить, что лидерами по темпам роста перевалки стали гавани Дальнего Востока. Показатели за отчетный

период выросли на 24,2% до 201,35 тыс. TEU. Рост перевалки контейнеров в порту Владивосток за отчетный период составил 29,6%, до 112,04 тыс. TEU. ПАО «Владивостокский МТП» нарастило перевалку контейнеров на 28%, до 61,54 тыс. TEU, ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» - на 30,1%, до 22,36 тыс. TEU. Доля порта Владивосток составляет 56% контейнерооборота бассейна. Контейнерооборот порта Восточный (ООО «Восточная стивидорная компания») вырос на 18,4%, до 52,69 тыс. TEU. Порт Корсаков (АО «КМТП») нарастил перевалку на 26,1%, до 18,42 тыс. TEU. Порт Петропавловск-Камчатский увеличил контейнерооборот на 9,3%, до 9,5 тыс. TEU. Остальными портами бассейна за отчетный период перевалено 8,7 тыс. TEU (+10%).

Однако по объемам по-прежнему лидируют компании Балтийского бассейна, которые увеличили перевалку за первые два месяца текущего года на 3,3% до 335,96 тыс. TEU. Большой порт Санкт-Петербург в январе-феврале нарастил перевалку контейнеров на 5,2%, до 292,18 тыс. TEU. Перевалка экспортных контейнеров выросла на 2,8%, до 143,84 тыс. TEU, импортных - на 7,7%, до 148,34 тыс. TEU. Контейнерооборот порта Калининград сократился на 9,7%, до 29,87 тыс. TEU (импорт упал на 7,2%, экспорт - на12%). Порт Усть-Луга сократил контейнерооборот на 3,7%, до 13,91 тыс. TEU (импорт упал на 7,3%).

В портах Азово-Черноморского обработано на 6,7% контейнеров больше, чем за аналогичный период прошлого года – 109,45 тыс. TEU. Высокие показатели позволяет обеспечивать работа порта Новороссийск, доля которого составляет 98% совокупного объема перевалки в бассейне. В январе-феврале 2017 года объем переработки контейнеров в нем достиг 107,41 тыс. TEU, что на 6,9% превышает аналогичный показатель прошлого года. Однако порт Азов по итогам двух месяцев работы нарастил перевалку контейнеров в 2,1 раза, до 1,32 тыс. TEU.

А вот отрицательная динамика в Каспийском бассейне сменилась на положительную, в то время как порты Арктики показали минус: +7,4% до 0,47 тыс. TEU и -15,5% до 21,05 тыс. TEU, соответственно. Однако рост перевалки на Каспии обеспечен в основном каботажем контейнеров и по итогам января-февраля составил 54%, до 97 TEU (порожних контейнеров перевалено в 3 раза больше, груженых – на 19,6%). Перевалка импортных контейнеров выросла на 7,1%, до 181 TEU, экспортных – сократилась на 7%, до 187 TEU.

В итоге доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 50%, Дальневосточного – 30% совокупного контейнерооборота РФ.

Напомним, что контейнерооборот портов России по итогам 2016 года составил 3,99 млн TEU, что превышает показатель 2015-го на 1,4%. Если начало года было тяжелым для контейнерного бизнеса, то к концу года объемы перевозок начали расти и по всем бассейнам, кроме Каспийского и Дальневосточного, превысили показатели 2015-го. В начале 2017 года оба бассейна реабилитировались. Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions