А теперь металлурги заговорили о дефиците локомотивов – это следует из письма ассоциации «Русская сталь» первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову о «критическом ухудшении» работы РЖД, из-за чего задерживаются поставки сырья на меткомбинаты и отгрузка готовой продукции. В результате возникли риски остановки доменного производства из-за задержек поставок сырья.
Суть письма – невозможность вовремя доставить готовую продукцию трейдерам и потребителям. Среди причин названа нехватка локомотивных бригад почти на всех железнодорожных направлениях и фрагментированность исполнения правил недискриминационного доступа со стороны ОАО «РЖД».
Чем недовольны клиенты
Иными словами, как пояснил представитель меткомбината в рамках опросов грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», предприятия выстраиваются в очередь на подачу подвижного состава.
Есть ограничения и на уровне станций, которые сдерживают погрузку. Они связаны с оптимизацией персонала без учета роста производственных мощностей грузоотправителей.
По данным ассоциации металлургов, в январе – августе на 41,8% выросло число брошенных поездов, с сентября примерно половина составов с грузами металлургов стояли без локомотивов. Из-за этого металлурги испытывают постоянный недостаток тяги.
Наиболее критичная ситуация сложилась на Западно-Сибирской и Южно-Уральской железных дорогах. Там срок задержек в общей сложности превышает 20% от нормативного времени, говорится в письме металлургов.
РЖД сокращают персонал
Как следует из данных, которые просочились в открытые источники, персонал ОАО «РЖД» составляет около 750 тыс. человек. За 5 лет из структур холдинга ушло примерно 180 тыс. работников.
Увольнения будут длиться до 2025 года. К этому времени могут уволиться еще примерно 55 тыс. человек. В холдинге оптимизацию штатов мотивируют внедрением цифровых технологий и внутренней реструктуризацией. Однако фактически, по словам респондентов Индекса качества, сокращения идут на уровне местной работы.
На станциях переводят осмотрщиков вагонов и приемосдатчиков на работу по графику. Это значит, что они работают на одной станции несколько часов, а потом перемещаются на другую. Соответственно таким образом могут обслуживаться по две-три станции в день.
Если же такой режим отправителя не устраивает, то ему предлагают договорные условия, согласно которым клиент оплачивает расходы на дополнительные услуги по приему груза и проверке технического состояния вагонов перед отправкой в путь.
Более того, опции, которые введены в АС ЭТРАН, предполагают, что вагон считается принятым к отправке только после того, как будет подан маневровый локомотив, заявил представитель крупной компании в рамках Индекса качества. Иными словами, если он задерживается, то груз по отчетам РЖД проходит как простаивающий под грузовыми операциями на путях необщего пользования. Благодаря подобным уловкам на станциях улучшают отчетность по обороту вагонов.
Почему не хватает тяги
На то, что с выдачей маневровых локомотивов в ОАО «РЖД» не все в порядке, указывает статистика. Например, в сентябре 2021 года их общее количество составляло 5319 тяг. ед. в среднем в сутки, что на 0,2% меньше аналогичного показателя годом ранее. При этом общий парк маневровых тепловозов сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27,8%.
Вопрос о нехватке магистральных локомотивов непростой. С одной стороны, в сентябре 2021 года их общее количество увеличилось до 11 671 тяг. ед. в среднем в сутки, что на 9,3% выше аналогичного показателя годом ранее.
Однако, по данным источника среди операторов, часть тяги застряла на Украине, где «Укрзализныця», у которой катастрофически не хватает тяги, задержала два десятка российских локомотивов, чтобы использовать их для собственных нужд. Это привело в итоге к конвенции на перевозки в сторону Украины со стороны ОАО «РЖД».
Кроме того, на ряде железных дорог перегруппировали приписку парка к локомотивным депо, что увеличило перепробеги тяги в ремонт и сроки ремонта некоторых типов машин. Так что фактически в работе по идее должно было находиться меньше локомотивов, чем судя по представленной отчетности.
По данным ассоциации «Русская сталь», парк магистральных локомотивов РЖД, находящихся в нерабочем состоянии, вырос на 16% к уровню 2020 года. Причем в холдинге промолчали по поводу неувязки в отчетности: как может быть одновременно отмечен рост нерабочего парка и увеличение выдачи магистральных локомотивов в среднем в сутки?
Причиной простоя локомотивов в ассоциации «Русская сталь» назвали отсутствие локомотивных бригад. (Подтверждение тому можно найти в социальных сетях, где машинисты говорят о росте нагрузок из-за удлинения плеч выполняемых рейсов и росте текучести кадров.)
Явление, которое вызвало удивление
В свою очередь, в ОАО «РЖД» выразили удивление и заявили о том, что назначено совместное совещание с представителями металлургических компаний.
Эксперты говорят, что ситуация, с которой столкнулись клиенты осенью на сети, – временное явление, отметил генеральный директор ООО «Инновационный центр транспортных исследований» Юрий Искандеров.
Но оно может продлиться до конца текущего года, добавил президент Института развития транспортных систем Александр Синев.
Однако сложности могут возникать и в 2022 году, добавил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко. Все будет зависеть от того, как на сети будут преодолевать сложившиеся по осени дисбалансы.