В связи с этим ряд стран, в том числе США, обвинили Пекин в том, что он с помощью проекта стремится распространить свое влияние.
На это же жаловались власти Таиланда, Танзании, Шри-Ланки и Непала, которые поспешили отменить дорогостоящие проекты, так как они ничего не приносили государству – участие для местных подрядчиков было практически невозможным. Шри-Ланка и вовсе была вынуждена продать управление порта Хамбантота Китаю, так как не смогла выплатить дог Пекину. Гарет Эванс, бывший министр иностранных дел Австралии, назвал Лаос и Камбоджу дочерними структурами Китая, так как они взяли в долг около $5 млрд и оказались в зависимости. В специальном докладе "Изучение долговых последствий инициативы "Один пояс – один путь" с точки зрения политики" говорится, что в долговой ловушке оказалось уже 23 государства. Среди них Пакистан, Монголия, Черногория, Таджикистан, Киргизия.
В этом месяце из проекта вышла Малайзия, отменив строительство железной дороги стоимостью $20 млрд.
Развивающиеся страны начали обвинять Китай в создании долговых ловушек. Однако заместитель председателя Кабинета министров по планированию Нин Чжиже отверг эти обвинения, заверив, что благополучию населения стран-участников ничего не угрожает.
Тем временем проект на этой неделе отметил уже 5 лет. Глава Китая, выступая на приуроченной к этой дате церемонии, отметил, что Новый шелковый путь это не китайский клуб, этот проект открыт для всех.
"Пояс и путь" – это не экономическая кооперация, не геополитический или военный альянс. Это открытый для вовлечения процесс, это не создание элитных кругов или китайского клуба", – заверил он.
Китай уже вложил $60 млрд в реализацию проектов вдоль пути, объем торговли в рамках проекта достиг $734,29 млрд, было создано 200 тыс. рабочих мест.