+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.04.2024 12:48:12
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Плата за простой на инфраструктуре перевозчика: есть ли шанс оспорить?

Управляющий партнер Legal 1520 Ольга Гуляева назвала топ самых популярных оснований для судебных споров между грузовладельцами и монополистом, по которым последний может взыскать плату за простой на инфраструктуре, а также рассказала, когда грузовладельцу удается оспорить эти решения. Доклад представлен в рамках семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций», организованного РЖД-Партнером.
Плата за простой на инфраструктуре перевозчика: есть ли шанс оспорить?
На поле перевозчика

Нормативное регулирование, касающееся взыскания платы за простой вагонов на инфраструктуре, появилось с изменениями Устава в 2014 году. Статья 39 Устава была дополнена новыми абзацами – объемными, но плохо структурированными. Взыскание оплаты за простой на инфраструктуре может взиматься с грузоотправителя, грузополучателя, владельца вагона, владельца путей необщего пользования. То есть практически все участники ж/д перевозки так или иначе связаны со взысканием платы.

Во-первых, основанием для назначения такой платы и по совместительству самой популярной причиной судебных разбирательств является нарушение технологических сроков оборота вагонов. Они предусматриваются договором на подачу-уборку, а порядок разработки сроков регламентируется Минтрансом.

«Заслуживает внимания то, что эти сроки очень короткие – несколько часов. Если посмотреть исторически, то технологические сроки оборота вагона в большей мере связаны с тем, что когда-то вагоны принадлежали ж/д перевозчику и поэтому короткий срок обработки был установлен из логики использования этих вагонов – если срок нарушался, плата взыскивалась за более длительное, чем нормативно установленное, использование вагонов, – рассказывает О. Гуляева. – Иными словами, практика вновь «развернулась» не в пользу грузовладельца, вслед за изменениями внутри монополиста. Этот срок связан еще и с тем, что какие-то другие вагоны могут простаивать, в то время как на путях необщего пользования нет обработки, а какие-то вагоны могут простаивать на инфраструктуре».
Также основанием для платы за простой на инфраструктуре становятся:
  • простой вагонов в ожидании погрузки, выгрузки, подачи и приема вагонов (контейнеров) по причинам, зависящим от грузоотправителя (грузополучателя);
  • нарушение сроков на отправку вагонов из-под выгрузки или при отказе от их получения.
И другие.

«Так сложилось, что устав железнодорожного транспорта с точки зрения законодательной техники значительно отстает от иных законодательных актов в сфере гражданского или нормативного права. По этой причине разобраться в том, является ли плата за простой вагонов на инфраструктуре платой за оказанную услугу РЖД либо она является мерой ответственности за какие-то нарушения, допущенные участниками ж/д перевозки, довольно сложно. Казалось бы, с учетом того, что плата взыскивается за нарушение, она должна быть мерой ответственности, но сегодня уже выработана позиция Арбитражных судов, что «плата, по своей правовой природе, не является неустойкой», поэтому к ней нельзя применить статью 333 и плату невозможно снизить с тем, что ее размер необоснованно высок», – объясняет О. Гуляева.

По ее словам, за январь – август 2023 года только такой категории дел в судах было рассмотрено на 349 млн 237 тыс. рублей. Из них РЖД проиграли дел лишь на 19 млн рублей. А в целом же такой категории споров стало на 17% (на 50,4 млн) больше, чем за аналогичный период 2022 года.

«Почему судебная практика на текущий момент состоялась в пользу РЖД? По мнению юриста, это связано со сложностью таких дел для суда, так как процессы, протекающие на путях необщего пользования, и процесс перевозки зависят не только от действий одного субъекта, но структуры действий всех участников. Судье нужно понять специфику работы ж/д транспорта, уметь читать ведомости подачи-уборки, ежедневно анализировать меняющуюся ситуацию на путях н/п. Это достаточно тяжело и суду проще поверить в акт общей формы, оформленный перевозчиком, с выводами о том, что виноват грузополучатель, и взыскать плату.

Другая практика

Проигранные РЖД дела в ключе платы за простой на инфраструктуре связаны в первую очередь с истекшим сроком исковой давности – 1 год с момента составления последнего акта о простое вагонов. Еще одна причина – срок доставки груза (вагонов), отставленного от движения в пути следования, не нарушен. В данном случае перевозчик должен доказать, что этот срок нарушен. Также в перечне потенциально выигрышных для грузополучателя дел обращения в связи с:
  • отсутствием причинно-следственной связи между простоем вагонов и нарушением технологического срока;
  • простоем вагонов в ожидании локомотивов перевозчика;
  • фактом, что вместимость путей необщего пользования позволяла подать все прибывшие вагоны;
  • тем, что перевозчик не уведомил о выводе вагонов на пути общего пользования.
«Добиться решения об отказе взыскания платы за простой вагонов на инфраструктуре сложно, в ряде регионов практика по взысканию для РЖД является едва ли не на 100% положительной, однако это не значит, что во всех случаях такая плата взыскивается обоснованно», – отмечает О. Гуляева.

Участники делового семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций», прошедшего 28.03.2024 г. в г. Москве (в офлайн- и онлайн-форматах), в ходе мероприятия задали спикерам множество вопросов. Вопросы касались как конкретных ситуаций, возникших при грузовой работе и взаимодействии с перевозчиком и операторскими компаниями, так и усовершенствования правовой базы, определяющей порядок взаимодействия участников перевозочного процесса в целом.

Компании, которые не смогли принять участие в прошедшем семинаре, могут приобрести электронный пакет участника: полную видеозапись мероприятия с комментариями экспертов и юристов, презентации спикеров и дополнительные материалы. Для приобретения материалов семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций» обращайтесь по эл. почте: conf@rzd-partner.ru или по тел.: + 7 (812) 418-34-99




Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions