Целесообразность строительства Северного широтного хода продиктована рядом факторов. Прежде всего – необходимостью снять перегрузку с уже существующего южного маршрута, выходящего на Транссиб. Кроме того, России требуется транспортная артерия для обеспечения развития месторождений полезных ископаемых Ямало-Ненецкого автономного округа. Ее строительство будет способствовать социально-экономическому развитию ЯНАО, а также поможет оптимизировать логистику грузоотправителей.
Для ввода СШХ в эксплуатацию необходимо реконструировать подходной путь к станции Обская, построить рельсовые пути до моста через р. Обь и железнодорожный переход (автомобильную часть моста возводит Ямало-Ненецкий автономный округ). Далее планируется создать железнодорожный участок Салехард – Надым и мост через р. Надым, а также реконструировать и достроить пути на линии Надым – Коротчаево, которые сейчас используются АО «Якутская железнодорожная компания» (АО «ЯЖДК»).
Тяжелые довески к проекту
Как уточнил генеральный директор АО «ЯЖДК» Якоб Крафт, по участку Надым – Новый Уренгой – Коротчаево перевозят в среднем в год около 4,5 млн т. Данный грузопоток формируется в основном предприятиями ТЭК и нефтесервиса, расположенными в регионе.
При этом эксперты скептически относятся к тем довескам к проекту, которые сейчас предлагают в ЯНАО. Например, его хотят дополнить трассой Обская – Бованенково – Чарская, которую построило ПАО «Газпром». Компания, напомним, в 2009 году уже пыталась передать ее на баланс ОАО «РЖД». Однако эту идею реализовать не удалось: как тогда прокомментировали специалисты «ГипротрансТЭИ», затраты на доведение магистрали, которая изначально создавалась как технологическая дорога, до стандартов путей общего пользования не окупятся.
С СШХ стыкуется и другая трасса путей необщего пользования – Новый Урегной – Ямбург. В ЯНАО ее также хотели бы пристроить к проекту. Правда, в 2015 году движение по этой линии было приостановлено: часть данного участка оказалась просто невостребованной.
Технологию уточнили
Грузовая база СШХ оценивается по-разному: в диапазоне от 24 до 166 млн т к 2025 году. На заседании круглого стола были представлены расчеты, выполненные на основе прогнозов освоения месторождений в ЯНАО. Именно эти грузопотоки составят значительные объемы.
Соглашения о намерении создания СШХ были подписаны ОАО «РЖД» с правительством ЯНАО в 2016 году, а с ПАО «Газпром» – в 2017-м. Примерно в это же время была уточнена инженерная конфигурация СШХ. С точки зрения технологии, особых вопросов не возникает: принципы создания железнодорожных путей на вечной мерзлоте известны.
По данным Я. Крафта, в теплый сезон приходится сталкиваться с провалами, трещинами и расползанием земляного полотна, а зимой – со снежными заносами и смерзанием снега. Эти проблемы решаются путем применения при строительстве дорогостоящих решений (укладка геоматериалов, экструдированного пенополистирола, водопропускных систем, создание модульных конструкций). Соответственно, встал вопрос, как оптимизировать эти расходы, на который должен был дать ответ независимый технологический и ценовой аудит.
После одобрения проекта правительством РФ планировалось заключить соглашения между концессионером и концедентом, что и произошло в Сочи. В роли концедента, как и предполагалось, выступил Росжелдор.
А где финансы?
Затем ожидаются соглашения, необходимые для реализации проекта, с ЯНАО, «Газпромом», РЖД и кредиторами. А на финише – подписание акта финансового закрытия СПК-концессионера. Когда именно это произойдет, указано в подписанном в Сочи документе. Однако его детали пока не разглашаются.
Это вполне объяснимо: банкуемость проекта еще остается непроясненной. Ведь государство до сих пор не дало ответы на уже давно поставленные вопросы.
Во-первых, нет предварительных договоренностей с ключевыми грузоотправителями по поводу загрузки СШХ. На данный момент представлены только потенциальные грузоотправители – среди них «Новатэк», «Геотрансгаз», Новоуренгойский газохимический комплекс, «Роснефтегаз» и «Роспан Интернешнл».
Во-вторых, не уточнен механизм обеспечения возврата заемного и банковского финансирования.
В-третьих, в ОАО «РЖД» должны гарантировать своевременное завершение строительства на подходных к СШХ участках Северной железной дороге и участке Пангоды – Коротчаево, чтобы можно было загрузить СШХ запланированными объемами грузоперевозок. Принял ли этот риск на себя концедент, не уточняется.
Только после этого в проект могут войти также инвестиционные фонды, в том числе крупные банки и российские компании. То, что детали концессии в Сочи не обнародовали, косвенно свидетельствует о том, что дальнейшие переговорные процедуры могут затянуться.