Ее строительство началось еще в декабре 2011 года. Интересно, что золотой символический костыль в шпалу новой железной дороги забил президент страны Владимир Путин, будучи тогда в должности премьера. Был построен только 1 км пути около Кызыла. Но из-за финансовых проблем реализация проекта была остановлена. С тех пор никакого строительства не идет. Сроки завершения были передвинуты.
В конце декабря прошлого года правительство РФ утвердило проект строительства железной дороги Кызыл – Курагино. Было согласовано концессионное решение с инвесторами – ЗАО «Лидер» и АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация «Кызыл – Курагино» («ТЭПК «Кызыл – Курагино») – дочернее общество ТЭПК Руслана Байсарова. Газета «Ведомости» тогда уточняла, что государство (в лице РЖД) гарантирует концессионеру минимальную доходность: если тот недополучит прибыли по итогам года, бюджет компенсирует эти потери. Если же соглашение между сторонами будет расторгнуто, государство должно будет погасить весь долг перед кредиторами.
В распоряжении правительства РФ от 17 апреля 2018 года уточняется, что на основе этого концессионного соглашения будут созданы объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в рамках реализации проекта «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва».
«Основное назначение новой железнодорожной линии: вывоз концентрата коксующегося угля Элегестского месторождения на металлургические комбинаты России, а также на экспорт в государства – участники СНГ и иные иностранные государства», – сообщается в распоряжении, подписанном председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым.
В документе также указывается, что срок концессионного соглашения – до 31 декабря 2048 года. Новая железнодорожная линия будет III категории, предусмотренная максимальная скорость движения по ней для грузовых поездов – 90 км/ч, а для пассажирских поездов – 120 км/ч, пропускная способность – 19 пар поездов в сутки.
На новой железной дороге будет 23 раздельных пункта (грузовые и участковые), 6 промежуточных станций и 17 обгонных пунктов. Кроме того, будут построены 7 подстанций и воздушных линий электропередачи, еще несколько будут реконструированы.
Главный эксперт-аналитик отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Сергей Минков подчеркнул, что строительство железнодорожной ветки, реализуемое посредством государственно-частного партнерства, позволит, с одной стороны, осуществлять перевозку концентрата коксующегося угля в дальневосточный порт Ванино. Предполагается перевозить 15 млн т коксующегося угля в год после выхода шахты и обогатительного комбината на проектную мощность.
«С другой же стороны, создание новой железнодорожной ветки будет способствовать увеличению финансовых поступлений в федеральный и региональный бюджеты (в размере более 4 млрд руб. в год). Также ожидается появление около 6 тыс. новых рабочих мест и появится возможность осуществлять вывоз грузовой базы с других ближайших месторождений полезных ископаемых, расположенных в регионе тяготения железнодорожной линии», – отметил С. Минков.
При этом главным положительным эффектом будет улучшение транспортной доступности Республики Тыва, которая до момента реализации проекта не была связана с железнодорожной сетью России. «По оценкам инициаторов проекта, дисконтированный срок окупаемости по проекту составит около 22 лет», – высказался эксперт.
Как сообщает официальный сайт компании ТЭПК со ссылкой на первого заместителя гендиректора Андрея Чурина, завершить строительство дороги планируется в III квартале 2023 года.
Стоит добавить, что помимо Тывы, без железных дорог в России по-прежнему остаются еще пять регионов: Республика Алтай, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Магаданская область и Камчатский край.