Транспортные инженеры всегда искали наиболее эффективные пути пересечения Гибралтара. Кто-то призывал искать вдохновение в действиях царя Ксеркса, пересекшего Геллеспонт по понтонному мосту, кто-то предлагал проложить под водой тоннели. Теперь появилась уникальная технология - плавающий Hyperloop, который может быть установлен на глубине 25-30 метров под водой. Труба будет прикреплена ко дну с помощью системы якорей и кабеля, на поверхности в местах установки будут находиться буи. Несколько минут потребуется пассажирам и грузам, чтобы преодолеть путь из Африки в Европу.
Может показаться, что это фантастика. Однако, подводная гиперпетля - это реальная идея, над которой работает команда Hyperloop One в Испании и Марокко. Они представили концепцию в июне в Амстердаме, где рассказали, что путь из Мадрида в Марокко на грузовике и пароме занимает 6,5 часов, на самолете - 5 часов, а по трубе - всего 50 минут.
"Речь идет не просто о двух городах, а о двух континентах. А это уже глобально", - отмечает Кармен Паломино Перес, представитель Fundación Universidad-Empresa. Одна треть из 100 тыс. кораблей, которые проходят по проливу, следуют по направлению Испания-Морокко. На двух берегах стремительно развиваются грузовые терминалы. Это хорошо для экономики, но негативно влияет на экологию, на безопасность. Испанский порт Альхесирас - один из самых быстро растущих портов в Европе. Порт Танжер-Мед в Марокко второй по объемам в Африке. К 2019 году там планирует в два раза увеличить объемы принимаемых контейнеров. Завод Renault на севере Марокко - главной экспортер порта. Концерн выпускает 229 тыс. автомобилей ежегодно и готов увеличить объемы на 50%. Hyperloop в силах обеспечить такой рост.
Гиперпетля свяжет все важные точки в единый транзитный коридор. Около шести миллионов пассажиров, которые ежегодно пересекают Гибралтар, смогут попасть в пункт назначения гораздо быстрее. Произойдет переключение с паромов на трубу.
Что касается грузов, то контейнер из Танжера сможет попасть в Мадрид менее, чем за час. Сегодня на это уходит 4-6 дней, приходится задействовать паром и железную дорогу.
Существует технология прокладки тоннеля по дну. На такие работы уйдут десятилетия. Плавающую трубу - Архимедов мост - проложить легче и быстрее. У нас есть необходимая технология. Кроме того, в случае с Испанией и Марокко это не будет сложным процессом, так как у обеих стран схожие процедуры согласования, доведенные до автоматизма.
Hyperloop, который протянется от Танжера до Мадрида, превратит Альхесирас в порт, ориентированный на импорт. Сегодня более 90% прибывающих туда контейнеров сразу же перегружаются на другие корабли и следуют дальше, так как отсутствует стабильная и эффективная инфраструктура для сообщения с Мадридом. Если грузы и продвигаются вглубь страны, то обычно здесь задействуют грузовики, а это означает - больше выбросов в атмосферу, аварии, дополнительные операции.
Нидерланды
Нидерланды давно испытывают интерес к проекту Hyperloop. Министр инфраструктуры страны Мелани Шульц ван Хаген отметила, что страна хочет выйти в лидеры в сфере инновации и мобильности.
Голландская команда Hyperloop разрабатывает концепцию Randstad. Согласно проекту, гиперпетля должна связать все важные города и аэропорты страны. Так, путь из Амстердама в Роттердам составит всего 10 минут. Вначале будет построена тестовая площадка. Если опыты пройдут успешно, то начнется процесс сертификации. Министр инфраструктуры уверена, что в ближайшие 20 лет в мировой логистике произойдет гораздо больше изменений, чем за 100 лет. "Нам нужны не технологии прокладки асфальта. Hyperloop, питающийся от солнечных панелей - вот та транспортная система, которая требуется", - отмечает она.
Кстати, аэропорт Схипхол в Амстердаме вскоре будет готов предложить пассажирам аттракцион, где с помощью виртуальной реальности можно будет почувствовать себя внутри трубы.
Польша
В Польше при расчетах эффективности Hyperloop за основу была взята модель ВСМ, предложение о строительстве которой было сформировано в 2012 году. Тогда называлась стоимость строительства в $8 млрд. Эксперты сочли, что высокоскоростная магистраль не принесет желаемого эффекта в части соотношения скорости и цены. Польская команда Hyperloop уверена, что гиперпетля обойдется на треть дешевле, а скорости в ней будут в 2-3 раза выше.
Пока рассматривается ветка Варшава-Краков, где труба будет пущена по маршруту существующей железной дороги. Также существует вероятность продления Hyperloop до Вроцлава, так как на маршруте Варшава-Вроцлав отсутствует развитое ж/д сообщение. Тем не менее в Польше гиперпетля не планируется как альтернатива железной дороги. Наоборот, новый вид транспорта будет сообщаться с существующими вокзалами. Управлять им будет администрация железных дорог страны.