Эксперты поделились своим мнением о том, в чем заключается опасность искусственного вмешательства регулятора в конкурентный рынок, о регуляторных изменениях, ухудшающих ведение бизнеса, в том числе в сфере транспорта, а также дали рекомендации о том, как грамотно подготовиться в антимонопольному разбирательству и выиграть дело в судебных инстанциях, проведя разбор методологии и типичных ошибок.
Темп дискуссии задал старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства, член экспертного совета при правительстве РФ Вадим Новиков. Он отметил, что Россия по индексу экономической свободы находится на 107-м месте, между Таджикистаном и Белоруссией. Развитие рынка предполагает, что участия государства должно быть меньше, чем сейчас, подчеркнул он, обозначив на примерах проблемы протекционизма, тарифного регулирования (введение, отмена и заморозка) и т. д. По его мнению, когда отрасль не согласна с регулятором и если ее заинтересованные представители хотят, чтобы ФАС приняла некоторое решение, она не должна быть первым ведомством, в которое они должны обратиться. «Начните с формирования базы союзников как в органах власти, так и за ее пределами. А потом, когда за вашими плечами будут шеренги сочувствующих и единомышленников, вы можете прийти туда, где вас до сих пор не слушали», – подчеркнул В. Новиков.
Директор центра оценки регулирующего воздействия ВШЭ Даниил Цыганков поделился выводами доклада о регуляторной политике для Центра стратегических разработок. По его словам, они касаются не только железнодорожных перевозок, но и, пожалуй, всей регуляторной системы. «Большая часть нашего законодательства не просто избыточная, оно фейковое. И основная стратегия бизнеса – это, конечно, оппортунистическое поведение. Все эти требования выполнить невозможно. Иногда они очень дорогостоящие. Но иногда их можно игнорировать, проводя какую-то черту между уголовной и административной ответственностью», – начал он. Д. Цыганков обратил внимание на то, каким образом происходит оценка регуляторного воздействия железнодорожного рынка.
«Я нашел директивы Европейской комиссии 2012 года, которые касаются железнодорожных перевозок. Разобрано большое количество альтернатив с расчетами, экспертными оценками. Как правило, у нас у регулятора альтернатив нет – то, что предлагается, является единственной и верной идеей. Не всегда бизнесу удается справиться с ней. На мой взгляд, это связано как с техническими (внедрено мало счетных методик, не созданы базы данных и т. д.) проблемами, так и с идеологическими», – сказал он. По его мнению, бизнесу в этой ситуации стоит лучше прогнозировать экономически значимое регулирование и изменения, заранее готовить отраслевые доклады, аккумулировать абсурды, и на базе этих готовых перечней плохих и хороших решений пытаться защищаться не в тот момент, когда решение уже принято, а тогда, когда оно еще готовится.
О том, что законов становится все больше и больше и ассоциации предпринимателей (РСПП, «Деловая Россия») стараются этот вал остановить, рассказал директор АНО «Институт повышения конкурентоспособности» Алексей Ульянов. «Мы пока не видим, к сожалению, ясной модели регулирования железнодорожной отрасли. Много красивых слов, но реально то, что делают и Министерство транспорта РФ, и антимонопольная служба, и правительство РФ в целом… Нужно думать о тех представителях малого и среднего бизнеса, кто нуждается в доступе к инфраструктуре. Очень непонятная ситуация сложилась с инновационными вагонами. Введенные скидки привели к тому, что они бегают порожняком. Нужна четкая модель регулирования отрасли», – высказался он. Болевой точкой отрасли А. Ульянов назвал и госзакупки, при которых иногда приходится сталкиваться с двойными стандартами.
Отдельный интерес у участников вызвало решение о слиянии Федеральной службы по тарифам и Федеральной антимонопольной службы. Главный редактор РЖД-Партнера Александр Ретюнин поинтересовался мнением собравшихся на деловой завтрак, в том числе о том, насколько подобная практика применима в других странах и не мешает ли это практической работе. А. Ульянов назвал решение ошибочным. «Если мы посмотрим на мировую практику, прецедентов объединения в антимонопольном регуляторе регулирования естественных монополий нет. Нужны отраслевые регуляторы, которые учитывают специфику каждой конкретной отрасли. Это была бы оптимальная модель», – считает он.
Вопрос необходимости объединения ФСТ и ФАС подробно изучил Институт проблем естественных монополий. Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук подтвердил отсутствие мирового опыта объединения таких функций. «Как правило, есть сильный тарифный регулятор, который в отдельных странах выполняет функции по экспертизе допуска к инфраструктуре. Такого масштабного совмещения антимонопольного регулирования с тарифным регулированием нет», – сообщил он. Он подчеркнул, что если смотреть отчет самой антимонопольной службы, каждый год количество проверок растет. При этом каждый год количество выигранных компаниями судов против решений, которые выносит ФАС, также увеличивается. «В других странах антимонопольные службы 95% штрафов назначают зарубежным компаниям, которые безобразничают на национальном рынке. В Европе – 85%. В России этот показатель – 0,5%. Как в условиях такого регулирования чувствует себя наш бизнес конкурентоспособным по отношению к тому бизнесу, с которым ему приходится конкурировать в других странах? Сами регуляторы не выполняют те правила поведения регулирования, которые сами же для себя написали», – недоумевает он.
Президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) Владимир Прокофьев, в свою очередь, добавил, что благодаря ФАС во многом отрасль имеет вагонную составляющую. По его словам, дефицит колес составляет 250 тыс. единиц. «Все знают и все понимают, что мы скоро остановимся. Никакого решения ни на каком уровне», – сказал он.
В ответ на это Научный руководитель РУТ (МИИТ) Вадим Морозов отметил, что проблема колес как раз недавно поднималась на заседании комитета Государственной думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. «Мы прогнозировали дефицит колес 3 года назад, когда шло массовое списание вагонов. Решение должно быть в ближайшее время и напряжение должно сняться», – пояснил он. Соответствующий документ уже в ближайшее время будет направлен в адрес министра промышленности Дениса Мантурова.
Возвращаясь к теме слияния ФСТ и ФАС, председатель подкомитета по железнодорожному транспорту комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Евгений Реутов стал на защиту регулятора (до момента слияния) и подчеркнул, что до момента слияния вектор движения ведомства был другим. «До этого дела возбуждались в основном против РЖД. А сейчас против операторов – регуляторы пытаются зарегулировать вагонную составляющую. Это странно. Но вместе с тем те решения, которые принимались ранее, возможно, пассажирам были важны», – подытожил он.
Напомним, что международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» проводится на ежегодной основе при участии крупнейших российских предприятий транспортного сектора, ключевых грузоотправителей, представителей регуляторных органов и пр.
Следите за новостями с конференции на сайте ИА РЖД-Партнер.ру!