– Стоит задача в повышении транспортной доступности для горожан, в разгрузке улично-дорожной сети за счет снижения интенсивности и плотности автомобильного потока, в том числе и на подходах к городу. Решить ее следует путем передачи пассажиропотока на другие виды транспорта, в том числе на железную дорогу. В Санкт-Петербурге она имеет достаточно развитую инфраструктуру, а также является одним из наиболее экологически чистых видов транспорта. Решается перспективная задача – модернизация Санкт-Петербургского железнодорожного узла для организации в нем новых маршрутов пассажирских пригородных и внутригородских железнодорожных перевозок, которые свяжут воедино спальные районы на окраинах города, исторические пригороды, такие как Гатчина, Петродворец, Ораниенбаум, Белоостров, Сестрорецк, новые города-спутники, центр города, Экспоцентр и аэропорт Пулково.
– Основная идея – вывод грузопотока за черту города. Как это решение может сказаться на объемах грузоперевозок?
– В предлагаемом решении по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла полностью учтены те грузопотоки, которые следуют в город и из города по железной дороге. За счет сооружения Северо-восточного и Юго-западного железнодорожных обходов из узла планируется вывести ту часть грузовых поездов, которые являются транзитными. Но ОАО «РЖД» предстоит еще поработать над сетевым планом формирования, чтобы исключить ввод в город поездопотока, в настоящее время поступающего в переработку на сортировочные станции узла, но состоящего из вагонов назначением за пределы узла.
– Как наиболее грамотно распределить пассажиропоток между вокзалами, ведь потребителями станут разные группы пассажиров: жители, которые ездят на работу в центр из новостроек, туристы, транзитные пассажиры, которые пересаживаются на поезда дальнего следования?
– Распределение пассажиропотоков, внутригородских, следующих в город и выезжающих из него, между вокзалами, ТПУ и остановочными пунктами – сложная задача, требующая учета большого количества факторов, которые в течение времени меняются по своей значимости. Для ее решения, как Вы правильно заметили, нужно понимать цели поездки пассажиров. Для того, кто едет на работу или с работы домой и, как правило, использует для поездки несколько видов транспорта, самый важный фактор – время в пути. При этом важно учитывать провозную способность видов транспорта, которыми они пользуются, и уровень загрузки путей сообщения на маршрутах следования пассажиров. Этот пассажиропоток, как правило, прибывает и отправляется из города пригородными электропоездами.
Желательно, чтобы он прибывал в город на станции, где впоследствии пассажиры могут воспользоваться наименее загруженными видами городского транспорта. Следует также понимать, что места работы этих людей преимущественно находятся не в историческом центре нашего города.
Туристы и представители деловых кругов, прибывающие пассажирскими поездами дальнего следования и высокоскоростными поездами, безусловно, стремятся оказаться в центре Санкт-Петербурга. Из этого логично вытекает задача привести эти поезда на Московский вокзал.
– Скажем пару слов о высокоскоростной магистрали. Несмотря на то, что это отдельный проект федерального уровня, все-таки он также обсуждается не первый год, у него есть защитники и критики. Как ВСМ впишется в транспортную инфраструктуру Санкт-Петербурга и повлияет на грузовые перевозки?
– Высокоскоростная железнодорожная магистраль Санкт-Петербурга расположится на специально выделенных для нее путях, на которых не будет осуществляться грузовое движение. Так же как и высокоскоростные поезда не будут следовать по путям, по которым сегодня обращаются грузовые поезда. В местах пересечения ВСМ и путей существующей железнодорожной сети будут устроены путепроводные развязки.
Следует отметить, что рабочая группа при Октябрьской железной дороге, объединившая в себе железнодорожников, ученых и специалистов ПГУПС, АО «ИЭРТ» и АО «Ленгипротранс», тщательно прорабатывает вопросы ввода ВСМ в Санкт-Петербург и организации работы с грузовыми поездами в узле, чтобы уже на стадии проектирования исключить ситуации, снижающие эффективность работы железной дороги.
– Насколько актуальным остается проект ВСМ при тенденции развития удаленной работы и снижения туристического спроса на фоне пандемии?
– Пандемия не вечная. Уверен, как только она закончится, пассажиропоток не только восстановится – он возрастет. Количество туристов увеличится. Формат удаленной работы, как мне кажется, сегодня востребован именно из-за пандемии. Когда она пройдет, часть людей, кстати, многие из которых и до того работали дистанционно, продолжат работать в удобном для них режиме, а остальные вернутся к обычной форме исполнения своих обязанностей.
Беседовала Мария Салеева