+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.12.2020 09:39:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Санкт-Петербургский железнодорожный узел: электричка спешит в город

Разветвленная сеть железнодорожных линий Санкт-Петербурга – это значимый ресурс для обеспечения районов скоростным транспортом, повышения транспортной доступности для горожан и снижения автомобильного трафика, в том числе и на въездах в город. В 2020 году после долгих обсуждений и споров была утверждена концепция развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Первый этап реализации проекта реконструкции включает в себя проработки трассы Северо-восточного железнодорожного обхода, протяженность которого составит 85 км. Стоимость строительства двухпутной линии оценивается в 109 млрд руб. Также стартовало проектирование ТПУ в Сертолово Ленинградской области. Помимо платформы, в него включат автовокзал и перехватывающие парковки, и было получено разрешение на строительство железнодорожной платформы Новая Лахта в Приморском районе. О значимости концепции, ее особенностях и проблемах рассказал проректор ПГУПС, профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы» Петр Рыбин.
Санкт-Петербургский железнодорожный узел: электричка спешит в город
– Петр Кириллович, в чем заключаются задачи концепции развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла?
– Стоит задача в повышении транспортной доступности для горожан, в разгрузке улично-дорожной сети за счет снижения интенсивности и плотности автомобильного потока, в том числе и на подходах к городу. Решить ее следует путем передачи пассажиропотока на другие виды транспорта, в том числе на железную дорогу. В Санкт-Петербурге она имеет достаточно развитую инфраструктуру, а также является одним из наиболее экологически чистых видов транспорта. Решается перспективная задача – модернизация Санкт-Петербургского железнодорожного узла для организации в нем новых маршрутов пассажирских пригородных и внутригородских железнодорожных перевозок, которые свяжут воедино спальные районы на окраинах города, исторические пригороды, такие как Гатчина, Петродворец, Ораниенбаум, Белоостров, Сестрорецк, новые города-спутники, центр города, Экспоцентр и аэропорт Пулково.

– Основная идея – вывод грузопотока за черту города. Как это решение может сказаться на объемах грузоперевозок?
– В предлагаемом решении по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла полностью учтены те грузопотоки, которые следуют в город и из города по железной дороге. За счет сооружения Северо-восточного и Юго-западного железнодорожных обходов из узла планируется вывести ту часть грузовых поездов, которые являются транзитными. Но ОАО «РЖД» предстоит еще поработать над сетевым планом формирования, чтобы исключить ввод в город поездопотока, в настоящее время поступающего в переработку на сортировочные станции узла, но состоящего из вагонов назначением за пределы узла.

– Как наиболее грамотно распределить пассажиропоток между вокзалами, ведь потребителями станут разные группы пассажиров: жители, которые ездят на работу в центр из новостроек, туристы, транзитные пассажиры, которые пересаживаются на поезда дальнего следования?
– Распределение пассажиропотоков, внутригородских, следующих в город и выезжающих из него, между вокзалами, ТПУ и остановочными пунктами – сложная задача, требующая учета большого количества факторов, которые в течение времени меняются по своей значимости. Для ее решения, как Вы правильно заметили, нужно понимать цели поездки пассажиров. Для того, кто едет на работу или с работы домой и, как правило, использует для поездки несколько видов транспорта, самый важный фактор – время в пути. При этом важно учитывать провозную способность видов транспорта, которыми они пользуются, и уровень загрузки путей сообщения на маршрутах следования пассажиров. Этот пассажиропоток, как правило, прибывает и отправляется из города пригородными электропоездами.

Желательно, чтобы он прибывал в город на станции, где впоследствии пассажиры могут воспользоваться наименее загруженными видами городского транспорта. Следует также понимать, что места работы этих людей преимущественно находятся не в историческом центре нашего города.

Туристы и представители деловых кругов, прибывающие пассажирскими поездами дальнего следования и высокоскоростными поездами, безусловно, стремятся оказаться в центре Санкт-Петербурга. Из этого логично вытекает задача привести эти поезда на Московский вокзал.

– Скажем пару слов о высокоскоростной магистрали. Несмотря на то, что это отдельный проект федерального уровня, все-таки он также обсуждается не первый год, у него есть защитники и критики. Как ВСМ впишется в транспортную инфраструктуру Санкт-Петербурга и повлияет на грузовые перевозки?
– Высокоскоростная железнодорожная магистраль Санкт-Петербурга расположится на специально выделенных для нее путях, на которых не будет осуществляться грузовое движение. Так же как и высокоскоростные поезда не будут следовать по путям, по которым сегодня обращаются грузовые поезда. В местах пересечения ВСМ и путей существующей железнодорожной сети будут устроены путепроводные развязки.

Следует отметить, что рабочая группа при Октябрьской железной дороге, объединившая в себе железнодорожников, ученых и специалистов ПГУПС, АО «ИЭРТ» и АО «Ленгипротранс», тщательно прорабатывает вопросы ввода ВСМ в Санкт-Петербург и организации работы с грузовыми поездами в узле, чтобы уже на стадии проектирования исключить ситуации, снижающие эффективность работы железной дороги.

– Насколько актуальным остается проект ВСМ при тенденции развития удаленной работы и снижения туристического спроса на фоне пандемии?
– Пандемия не вечная. Уверен, как только она закончится, пассажиропоток не только восстановится – он возрастет. Количество туристов увеличится. Формат удаленной работы, как мне кажется, сегодня востребован именно из-за пандемии. Когда она пройдет, часть людей, кстати, многие из которых и до того работали дистанционно, продолжат работать в удобном для них режиме, а остальные вернутся к обычной форме исполнения своих обязанностей.

Беседовала Мария Салеева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Самое читаемое


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions