– Цифровая железная дорога – это уже реальность, хотим мы того или нет. Мир меняется быстро, и к нам приходят все новые цифровые технологии. Они уже окружают нас, их влияние на нашу жизнь с каждым годом ощущается все сильнее.
В 2015 году была создана платформа МСЖД по цифровым технологиям. И надо работать в рамках этой глобальной платформы, выстраивать сотрудничество железных дорог разных стран.
– Что было сделано в рамках этой платформы МСЖД в 2016 году?
– В ее рамках состоялось несколько крупных мероприятий. Например, в мае 2016 года в Вашингтоне прошел семинар МСЖД по цифровым технологиям и безопасности, где были рассмотрен широкий круг вопросов, включая способы противодействия актам незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта
В Париже в октябре 2016 года на семинаре МСЖД по цифровым технологиям в сфере грузовых и пассажирских перевозок была организована ярмарка цифровых технологий – по сути состоялась презентация инициатив компаний-членов МСЖД и стартапов.
Был проведен конкурс на присуждение премии «Цифровые технологии» для стартапов с целью продвижения и отбора лучших проектов в области цифровых технологий, ориентированных на железные дороги.
И наконец, в Санкт-Петербурге 30 ноября прошла вторая Всемирная конференция МСЖД по цифровым технологиям.
– А что предстоит сделать?
– Я уже сказал, что мы живем в цифровой среде. И если железные дороги хотят оставаться конкурентоспособными по сравнению с другими видами транспорта, то они должны приспосабливаться к инновациям. Это означает, что прежде всего должна увеличиваться доля интеллектуальных систем на железнодорожном транспорте. И надо уточнить в этом плане наиболее перспективные направления развития.
Однако здесь не все так просто, как представляется на первый взгляд. Цифровизация несет с собой новые виды рисков для железных дорог. Не только в сфере обеспечения безопасности движения.
Например, активное использование цифровой платформы Google и Uber позволило автомобильному транспорту уже сегодня в Италии увести с железных дорог часть пассажиров. Они находят более привлекательные для себя варианты передвижения.
Если мы не хотим остаться где-то позади, то нам необходимо успевать за такими компаниями-гигантами, как Google или Uber. Для этого нужно работать сообща. Железным дорогам придется предлагать пассажирам свои цифровые сервисы.
Необходимо также усилить взаимодействие и с другими транспортными системами. Сегодня клиенты не могут быть привязаны к какому-то одному виду сообщения. Цифровые технологии должны способствовать развитию мультимодальных перевозок. И это один из способов повышения конкурентоспособности железных дорог.
– Когда, как Вы считаете, могут появиться беспилотные поезда?
– Этот вопрос вызывает у многих интерес. Однако пока еще сложно сказать, каким образом будет проводиться работа в этом направлении на железных дорогах. Но она несомненно будет проводиться. В итоге на железных дорогах появятся поезда без машинистов. Правда, вероятнее всего, на магистралях это будет не скоро.
Какие системы необходимо развивать, как они должны взаимодействовать между собой, все это мы и намерены обсудить в рамках платформы МСЖД по цифровым технологиям. На данный момент единой точки зрения по этому вопросу нет.
Вместе с тем, я думаю, что все-таки будущее – за беспилотными поездами. Например, в метро подобные принципы уже применяются. Там есть поезда, которые перемещают пассажиров без участия машиниста. Но это пока возможно в замкнутой системе перевозок, а не на сети общего пользования. Так что сначала принцип беспилотного вождения в полной мере будет реализован на каком-то из видов наземного пассажирского транспорта. А уже затем – на железных дорогах. Здесь пока используются отдельные элементы вождения поездов без вмешательства машиниста.
Беседовал Александр Солнцев
фото автора