Предстоящее изъятие у ФГК парка вагонов «УВЗ-Логистик» существенно ограничит возможности по удовлетворению потребностей клиентов самого крупного оператора, повышенным спросом продолжат пользоваться относительно дешевые вагоны ФГК. Из-за этого дефицит дешевых полувагонов под управлением ФГК в 2018 году может возникнуть в весенний и осенний пики перевозок, прежде всего для грузоотправителей, работающих на спотовых перевозках. При этом часть парка полувагонов ФГК в настоящее время работает по долгосрочным контрактам, часть – на выполнение задач по решениям регуляторов и акционера. Таким образом, можно ожидать, что продолжится обсуждение вопросов дефицита полувагонов в органах исполнительной власти и регуляторов и в 2018 году.
Массовое списание парка самортизированных полувагонов в период 2015–2017 гг. в размере 1/4 парка (более 140 тыс. полувагонов) и прогнозируемый дефицит могут увеличить стоимость планируемого к продаже «УВЗ-Логистик» и привлекательность работы с его парком даже по повышенным ставкам. Этому также способствуют опубликованные планы УВЗ по сокращению выпуска полувагонов в 2018 году и планируемое увеличение цен реализации новых полувагонов. Все это на фоне роста погрузки и дополнительной потребности в парке увеличит ставку предоставления полувагонов на спотовых перевозках.
В результате в 2018 году есть риск дополнительного увеличения транспортных затрат грузовладельцев.
Мерами для выправления ситуации могли бы стать:
· создание экономических стимулов, направленных на продолжение закупок полувагонов в объемах, превышающих в несколько раз их списание;
· контроль со стороны регуляторов, направленный на минимизацию ограничения конкуренции по выпуску полувагонов российскими предприятиями, ранее производившими полувагоны;
· контроль со стороны регуляторов динамики стоимости новых полувагонов, что позволяло бы производить обновление парка.